В среду начинаются шестисторонние переговоры по урегулированию ядерной проблемы Северной Кореи. А в сентябре Совет директоров МАГАТЭ вновь вернется к вопросу о ядерной программе Ирана. Каковы же последствия обладания этих государств ядерным оружием? Если рассматривать это с американской точки зрения, то возникает несколько озабоченностей.
В первую очередь это будет означать величайший провал режима ядерного нераспространения. Оба эти государства являются подписантами Договора о нераспространении ядерного оружия и, таким образом, они приняли на себя международные юридические обязательства воздержаться от приобретения ядерных вооружений. А если международный режим действительно неэффективен в предотвращении распространения ядерного оружия, то это является мощным аргументом в поддержку и без того сильного скептицизма Вашингтона в отношении ценности, которую представляют контроль над вооружениями и многосторонние режимы.
Во-вторых, приобретение враждебными державами ядерного оружия является с преобладающей в Вашингтоне точки зрения крайне неблагоприятным и даже угрожающим стратегическим развитием. Это создает возможность того, что американская мощь может быть в определенных обстоятельствах сдержана, что ограничивает свободу действий Вашингтона. Это дает Тегерану и Пхеньяну возможность следования асимметричной стратегии, когда их ядерная угроза может использоваться для нейтрализации огромного превосходства США в обычных вооружениях. В свою очередь, это может подорвать доктрину президента Буша о превентивной войне, так как нанесение Вашингтоном ударов против "стран-изгоев" первым может стать слишком рискованным. США окажутся уязвимыми перед потенциальной ядерной атакой.
Приобретение ядерного оружия врагами США есть одна из тех немногих вещей, которая может нивелировать американское военное первенство и ограничить возможные военные альтернативы.
В-третьих, существуют опасения, что ядерное оружие в руках стран, рассматриваемых Вашингтоном вне закона, породит новую серьезную угрозу. Она связана с тем, что на государства нельзя положиться в том плане, что они будут вести себя как благоразумные и ответственные ядерные державы. Обладание ядерным оружием подтолкнет их к более безрассудным и рискованным шагам в кризисной ситуации. Также не гарантировано, что их ядерные арсеналы находятся под должной охраной, что, в свою очередь, рождает перспективу кражи или незаконного использования этого оружия. Существуют серьезные опасения, что связи между вооруженными ядерным оружием "странами-изгоями" и антиамериканскими террористами повысят угрозу ядерного терроризма.
Также существует некоторая вероятность того, что их ядерные арсеналы могут быть использованы во внутренней политической борьбе, что также приведет к разрушительным последствиям. По крайней мере в случае с Пхеньяном его прошлый опыт неразборчивой торговли собственным оружием поднимает перспективу того, что сейчас эта страна будет заинтересована продать свои ядерные технологии и вооружения, подпитывая тем самым дальнейшее ядерное распространение и делая ядерный терроризм еще более возможным.
Наконец, нельзя не упомянуть то серьезное опасение, которое существует в Вашингтоне относительно возможных поступков нерациональных, безответственных, жестоких и психически нездоровых лидеров этих государств, если они заполучат ядерное оружие. Риск того, что эти лидеры дадут приказ на его применение, более чем велик.
Исходя из всех этих факторов, Вашингтон в высшей степени мотивирован предотвратить приобретение враждебными государствами ядерного оружия. Предотвращение "враждебного распространения" на самом деле рассматривается, возможно, как высший приоритет политики национальной безопасности США.