Заседание СБ ООН началось с минуты молчания в память жертв теракта в Багдаде.
Единство членов Совета Безопасности ООН, продемонстрированное на следующий день после взрыва миссии в Багдаде в коллективной минуте молчания и решении продолжать гуманитарную работу в Ираке, длилось недолго.
Интрига развернулась вокруг американской идеи расширить - получив для этого добро СБ ООН - состав оккупирующей коалиции. При этом подразумевается произвести частичную замену американских войск контингентами из третьих стран, прежде всего тех, которые способны поставить их в больших количествах. В Вашингтоне, однако, считают, что весь многонациональный контингент должен по-прежнему оставаться под единым командованием США.
Понятно, что администрация Буша будет продавливать в СБ ООН соответствующую резолюцию. Это будет фактически второй попыткой такого рода. В ходе обсуждения резолюции 1500, принятой 14 августа, часть постоянных членов СБ, а также такие потенциально наиболее крупные "доноры" в многонациональные силы, как Индия, Пакистан, Турция и Германия, заявили о возможности участвовать в миротворческой операции лишь при условии выдачи соответствующего мандата ООН. А Париж вообще заявил, что согласится послать свой контингент лишь при условии, что тот будет находиться под ооновским командованием. Однако генсек ООН Кофи Аннан сказал в среду, что "на данном этапе не видит перспектив направления в Ирак "голубых касок" ООН".
И это достаточно реалистичная позиция. Ведь Вашингтон отказывается предоставить ООН какую-либо роль в сфере безопасности в Ираке, с самого начала предпочитая рекрутировать новых членов на двусторонней основе. Но теракт против Миссии ООН на фоне растущих потерь среди американцев (что опасно для республиканцев в свете приближающихся выборов!) подталкивает администрацию Буша к ускорению поисков альтернативного "пушечного мяса" с передачей военным других стран функций патрулирования, разминирования и т. д. Кстати, Токио вчера объявил об отмене посылки своего воинского контингента в Ирак "в связи с резко ухудшившейся обстановкой".
Испытывая все возрастающее внутреннее давление, администрация Буша проявила за последние два дня завидную дипломатическую активность. В среду госсекретарь Колин Пауэлл провел телефонные переговоры со своими коллегами из Великобритании, Франции, Германии и Италии, а также с генсеком ООН Кофи Аннаном. Вчера же состоялись его личные переговоры с Аннаном в Нью-Йорке.
В ходе дипломатических контактов, однако, вновь подтвердилось разное понимание того, в чем должен состоять "мандат ООН". К примеру, глава французского МИДа Доминик де Вильпен подтвердил, что Париж понимает этот мандат в том духе, что многонациональные силы должны находиться полностью под командованием ООН.
По мнению наблюдателей, существенное расширение состава войск коалиции возможно только в том случае, если Вашингтон все же уступит часть полномочий в Ираке Объединенным Нациям. Однако, как далеко пойдет администрация Буша, пока неясно. По словам посла США в ООН Джона Негропонте, окончательно содержание проекта резолюции не согласовано, и у США "нет пока того точного предложения, которое можно положить на стол переговоров". По мнению неназванного американского дипломата, многое будет зависеть от исхода борьбы между госдепом и Пентагоном.
Скорее всего, США удастся склонить на свою сторону страны, не выставлявшие непременным условием своего участия переход командования в Ираке к ООН. Среди них в первую очередь называется Индия. Не стоит также забывать о посреднической роли Лондона, которому не раз за последнее время удавалось сближать позиции Вашингтона и Парижа. Параллельно с Пауэллом генсека ООН и коллег из стран-членов СБ обрабатывал последние дни глава Форин оффиса Джек Стро.
Между тем американцы добились нового успеха в поимке приспешников Саддама: вчера был арестован Алия Хасан аль-Маджид ("химический Али"), # 4 в известном списке пятидесяти.