Николай Злобин, директор российских и азиатских программ, Центр оборонной информации, Вашингтон
Это означает несколько вещей. Во-первых, полный коллапс существующей системы контроля за распространением ядерного оружия, что очень опасно в условиях отсутствия новой концепции. Во-вторых, получение этими странами ядерного ОМУ демонстрирует отсутствие эффективных механизмов разрешения такого рода проблем, будь то дипломатических, политических или экономических. Соответственно возникает соблазн применить против них - пока еще не поздно - военную силу.
В-третьих, мы видим, что обретение кем-то ядерного статуса позволяет диктовать условия соседям, даже если те являются союзниками великих держав (в данном случае Япония и Южная Корея, ставшие объектами шантажа). В-четвертых, расширяются возможности экспорта технологий и компонентов такого оружия другим странам, а значит, рушится еще один режим нераспространения. Наконец, нуклеизация Северной Кореи и Ирана становится заразительным примером для подобных им стран, которые будут теперь стремиться утвердиться на международной арене тем же путем. Ведь в нынешних условиях ядерное оружие относится к разряду относительно дешевых, и в этом смысле оно становится "оружием бедных стран". Богатые державы могут пользоваться другим, более изощренным, оружием.
Мы должны выйти на новую концепцию контроля за ядерным оружием и экспортом его компонентов. Ведь в результате нуклеизации Ирана и КНДР попадание ядерного оружия в руки террористов становится вопросом нескольких лет.
Гвин Принс, профессор Лондонской школы экономики и политической науки, Лондон
Вне всякого сомнения, ядерное оружие в руках Ирана и Северной Кореи - это угроза. Но оценку ей можно выносить лишь в том случае, если будет ясное понимание нового глобального ядерного контекста. Он же заключается в следующем. С одной стороны, с распадом СССР и окончанием холодной войны угроза того, что любое применение ядерного оружия приведет к глобальной катастрофе, снизилась до нуля. В то же время возможность того, что кто-то в ходе регионального конфликта применит приобретенное в результате хищения или незаконной сделки ядерное оружие стала сегодня как никогда реальной... Стратегия национальной безопасности США предполагает, что ядерное сдерживание в отдельных случаях не работает и гораздо эффективнее прибегать к превентивным действиям. Отсюда вывод, что обладание ядерным оружием скорее снижает, а не увеличивает безопасность Северной Кореи и Ирана. Однако наверняка эмоции и иррационализм верхушки этих режимов возьмут верх, и эти страны все же попытаюся заполучить ядерное оружие...
Фриц Эрмарт, директор по проблемам национальной безопасности, Центр Никсона, Вашингтон
Абсолютно убежден, что ни разведывательное сообщество, ни политические деятели США не завышают преднамеренно ядерные возможности и амбиции Северной Кореи и Ирана. Поскольку США абсолютно точно знают, что эти страны располагают и ядерными возможностями, и амбициями, а возможностей проникнуть в детали - где и что конкретно создается - у нас крайне мало, появляется вполне естественное желание планировать исходя из худшего варианта. К тому же обе эти страны разрабатывают баллистические ракеты дальнего радиуса.
Попытки США построить защиту от таких ракет прямо связаны с этим поведением Ирана и Северной Кореи. И они в гораздо меньшей степени касаются Китая ввиду самого масштаба его существующего (не говоря уже о будущем) стратегического ядерного потенциала. Перед Россией и США стоит общая задача убедить Китай присоединиться к международным режимам, включающим в себя стратегическое сдерживание, контроль над вооружением, защиту от баллистических ракет, появляющихся у стран-изгоев, и ответственное сотрудничество по проблемам региональной безопасности, включая предотвращение ядерного кризиса на Корейском полуострове.
По мнению ряда российских политиков, США раздувают ядерную угрозу со стороны Северной Кореи и Ирани. Я думаю, что многие американские официальные лица на самом деле испытали бы большое облегчение, если бы российская сторона смогла представить убедительные доказательства того, что эта угроза не острая и не неотложная. Тогда российской стороне следовало бы поделиться разведданными. Такой вариант означал бы, что у нас действительно больше времени для мирных решений. Однако создается такое впечатление, что Москва знает о ядерных программах Пхеньяна и Тегерана гораздо меньше США.
Кейт Лаксфорд, эксперт по Ближнему Востоку, Центр исследования мировых рынков, Лондон
Применительно к Ирану надо иметь в виду региональный контекст. Всего лишь несколько месяцев назад соседний Ирак рассматривался как один из главных врагов Ирана, к тому же Багдад, как утверждали США, разрабатывал ядерное оружие. Так что Тегеран ощущал угрозу с этого направления. Иран также считает, что Израиль угрожает его безопасности. Ведь эта страна вот-вот объявит о том, что стала ядерной державой, хотя и не заявляет открыто о таком намерении. К тому же рядом расположены ядерные Индия и Пакистан. То есть возможные ядерные амбиции Ирана обусловлены напряженной обстановкой в регионе и не служат наступательным целям. К тому же Иран не чувствует себя застрахованным и от атаки американцев...