Миссию ООН взорвали, чтобы запугать всех иностранцев.
ООН и оккупационные власти Ирака столкнулись с проблемой, которую годами не могут решить в Чечне федеральные силы. После того как с относительной легкостью американцам удалось сломить организованное сопротивление саддамовских сил, на авансцену вышли группы, главным "оружием" которых стали камикадзе. Они поднимают на воздух "легитимные" и "нелегитимные" цели. Число этих борцов неизвестно. Кто за ними стоит - вопрос спорный. Их задачи - разнообразны. Их конечные цели - изменчивы.
Пример Саддама, годами щедро оплачивавшего палестинских камикадзе, куда как заразителен. А теракты на Северном Кавказе и в Москве подскажут новым хозяевам Ирака, с какого рода действиями они могут столкнуться в обозримом будущем: от взрывов правительственных учреждений до захвата сотен заложников...
Теракт в Багдаде, предпринятый 19 августа против Миссии ООН, унес жизни минимум 20 человек. Свыше ста получили ранения, в том числе руководитель программы "Нефть в обмен на продовольствие" Бенон Севан. Среди погибших - координатор ЮНИСЕФ Крис Кляйн-Бэкмэн и спецпредставитель генсека ООН Сержиу Виейра ди Меллу.
Последний играл ключевую роль в координации деятельности ООН по оказанию гуманитарной помощи, содействию экономическому восстановлению и созданию институтов власти Ирака. Первые версии, как всегда, не исключают следы "Аль-Каиды" и сторонников поверженного Саддама Хусейна.
Ключевые столицы шокированы беспрецедентным терактом. Со всего мира в Нью-Йорк и Багдад идут соболезнования. Политики говорят, что они скорбят и что мирный процесс в Ираке не остановить. Оппоненты американцев и поборники особого статуса для ООН кричат, что имела место дерзкая попытка поставить всемирную организацию на одну доску с оккупантами.
Между тем следует отдавать отчет в том, что мишени в Ираке - это не только оккупанты и их союзники от Гондураса до Австралии, но все, кто ведет двусмысленную политику и тем самым подыгрывает Вашингтону, все, кто спешит присосаться к иракской нефти, освоить миллиарды долларов потенциальной помощи, получать большую зарплату на правах международного бюрократа, советника и т.п. ООН, а вместе с ней Россия, Франция и прочие противники войны, не готовы признать, что, пропагандируя широкое международное участие в иракском урегулировании, они в глазах очень многих (а вовсе не только экстремистов и террористов!) пропагандируют, по сути, "широкую международную оккупацию".
Сейчас ООН и США ведут перепалку, кто виноват в случившемся... Если исходить из Женевских конвенций, то оккупирующая сторона несет ответственность за поддержание безопасности в стране до тех пор, пока не будет сформировано постоянное правительство. Как известно, СБ ООН в резолюции номер 1483 признал за США и Великобританией "обязанности и обязательства как оккупирующих держав в соответствии с применимыми нормами международного права". Если же исходить из реалий, между оккупирующими державами и ООН не было никакого специального соглашения (а лишь рабочие договоренности, содержание которых не разглашается) относительно охраны отеля, где многие годы традиционно размещались ооновцы, при том что определенный уровень защиты организация всегда обеспечивала своими силами.
По словам ооновских дипломатов, с которыми побеседовал корреспондент "НГ", уровень безопасности в миссии всегда был высоким, учитывая сложность отношений между Багдадом и организацией. Однако в полицейском государстве ооновцы чувствовали себя гораздо более защищенными, чем в условиях оккупации. А значит, по крайней мере на месте дипломаты отдавали себе отчет в том, что могут быть атакованы. Знали ли об этом их начальники в Нью-Йорке? Каким образом было сделано заключение, что условия для гуманитарной работы ООН "достаточно безопасны"? Думал ли об этом генсек Кофи Аннан, отправляясь в отпуск после длительного лоббирования особой роли для своей организации в условиях послевоенного бардака? Помнил ли генсек о том, что иракцы не только признательны ООН за гуманитарные поставки (благодаря которым многие люди попросту смогли выжить в условиях эмбарго), но и ненавидят ее за то, что она ввела это самое эмбарго после того, как Саддам пошел на Кувейт, и не защитила их от американо-британской агрессии?
Сегодня можно спорить, был ли вторничный взрыв покушением лично на ди Меллу, или же терактом против интересов ООН, или же атакой на весь мир, коль скоро в ООН представлено 191 государство. Ясно, что гуманитарная работа оказалась подорвана на какое-то время (даже если Кофи Аннан заявляет, что персонал миссии не будет эвакуироваться), а перспективы экономического восстановления страны стали еще более туманными. Помимо ежедневных нападений на оккупационные силы за последние недели в Ираке было взорвано иорданское посольство, поврежден ключевой нефтепровод, а также водопровод в Багдаде. Наблюдатели прогнозируют новые диверсии и теракты, плодотворную почву для которых создает отсутствие реальной власти.
Между тем щедрость потенциальных доноров будет напрямую зависеть от способности новых хозяев установить контроль над ключевыми объектами и готовности нести ответственность за происходящее в стране.