В то время как президент США продолжает жариться на своем ранчо в Кроуфорде, а британский премьер спасается от лондонской жары на Барбадосе, их дипломаты - вместе с коллегами по СБ ООН - завершают работу над проектом новой резолюции по Ираку, который может поступить в СБ уже на этой неделе. Как заявил "НГ" дипломатический источник, "Москва и Вашингтон в тесном контакте заканчивают согласование основных параметров проекта новой резолюции". Дипломат выразил надежду, что в Вашингтоне "пришли к пониманию" того, что без выработки новой резолюции по Ираку с учетом мнений всех заинтересованных сторон не удастся обеспечить легитимность усилий по нормализации постконфликтной ситуации.
Итак, повторяется примерно та же комбинация, что была расписана в ходе апрельского визита в Москву британского премьера Тони Блэра. Тогда, как стало известно позднее, Путин и Блэр согласовали основные параметры первой "постконфликтной" резолюции по Ираку, снявшей санкции с Багдада. В начале июня Путин признал, что стороны тогда не только разблокировали ситуацию вокруг Ирака, но и достигли договоренности "двигаться дальше".
Понятно, что это движение обеспечивается сейчас тесным взаимодействием Москвы с Вашингтоном и Лондоном. Только российская сторона сейчас работает больше с американцами, без активного посредничества англичан. (Что и понятно, если принять во внимание известные затруднения, возникшие у Блэра в связи с "делом Келли"). Основные параметры новой резолюции обговаривались в ходе московских консультаций на прошлой неделе между замминистра иностранных дел РФ Юрием Федотовым и замгоссекретаря США Уильямом Бернсом (см. "НГ" за 07.08.03). И, как отметил по итогам консультаций сам Федотов, "у нас (с США. - "НГ") в этом вопросе имеется очень широкое поле взаимопонимания".
Напомним, что 6 августа представитель госдепа Филип Рикер, отвечая на вопрос о возможности принятия новой резолюции СБ ООН, заявил, что "не видит оснований" для этого, поскольку "уже имеющаяся резолюция 1483 дает широкую свободу и возможности странам участвовать". Однако американская позиция весьма быстро эволюционировала.
Как отметила в воскресной "Дейли Телеграф" баронесса Валерия Эймос - министр по международному развитию правительства Великобритании, "США сами разглядели выгоды в принятии новой резолюции ООН, осознав возрастающую по спирали цену наведения порядка в Ираке как в денежном выражении, так и в плане жизней". По ее словам, британская сторона с самого начала стремилась облегчить присоединение к коалиции таких стран, как Индия, Пакистан и Турция, обеспечив им необходимое "прикрытие в глазах общественности".
Председатель сенатского комитета по международным делам США республиканец Ричард Лугар призвал администрацию добиваться принятия такой резолюции по Ираку, которая обеспечила бы большую легитимность и позволила бы разделить финансовое бремя. По мнению этого близкого к Белому дому политика, стабилизация послевоенного Ирака - слишком дорогостоящая миссия для того, чтобы Америка выполняла ее практически в одиночку.
Очевидно, что, когда в Вашингтоне поговаривают о необходимости создать более широкую коалицию, речь должна идти и об учете экономических интересов сторон. То есть нынешнее ЗАО "Ирак и коалиция желающих" в недалеком будущем может преобразоваться в АО "Ирак", где свои "голосующие пакеты акций" (в том числе по нефтяным делам) получат основные игроки, включая Россию.
Итак, "коалиция желающих" мало-помалу находит общий язык с "коалицией нежелающих". В случае принятия нового документа и те и другие будут под началом США осуществлять миссию по стабилизации постсаддамовского Ирака. И даже тратиться на это дело, имея в виду, что в будущем все расходы окупятся "нефтяными деньгами".