Петер Гаувайлер, депутат бундестага от баварского Христианско-демократического союза, широко известен в Германии как неординарно мыслящий политик. Вновь подтвердив этот имидж, он призвал деловые круги страны построить между Берлином и Москвой транспортную артерию будущего и пустить по ней поезда на магнитной подушке - Трансрапид.
"Перед дверью нашего дома, - пишет Гаувайлер в газете "Зюддойче цайтунг", - появилась новая Америка, а мы по сей день этого еще не осознали". Россия, напоминает депутат, обладает самой большой железнодорожной сетью в мире, но европейские поезда не подходят для ее колеи. Процедура смены колесных пар в Бресте длится три часа. Строительство линии Трансрапида между столицами двух стран эффективно решает эту проблему. По мнению парламентария, такая линия как нельзя более подходит именно для больших расстояний. Трансрапиду необязательно сбрасывать скорость там, где это должны делать скоростные поезда. При скорости до 200 км в час он почти не производит шума, а при ее увеличении вдвое - лишь нечто похожее на шорох.
Что касается автомобильных трасс, то они уже абсолютно перегружены. Грузовому автотранспорту для проезда по маршруту Берлин-Москва сегодня требуется целая неделя, на границах возникают ужасные пробки. Между тем при расширении Европейского союза транспортные перевозки, как прогнозируется, возрастут как минимум вдвое.
Новая современная техника предоставляет возможность приступить к революционным изменениям, связав Россию через Белоруссию и Польшу с Германией. ЕС уже осуществил конкретное исследование затрат на строительство трансъевропейской железной дороги между Берлином и Москвой. Кстати, этот проект обошелся бы дешевле, чем одна неделя войны в Ираке. Он мог бы финансироваться из внебюджетных источников.
Как считает депутат, германская экономика, переживающая спад, может приобрести динамику, лишь решая великие задачи, подобные этой.
В 1972 году в составе группы журналистов мне довелось познакомиться с Трансрапидом близ Мюнхена. На опытной линии, построенной на столбах, стоял вагон. Мы вошли в него, затем что-то щелкнуло, вагон приподнялся на магнитной подушке и тронулся. Путь был недолгим: всего несколько сот метров туда и обратно.
В 1992 году правительство Гельмута Коля приняло решение о сооружении линии Трансрапида между Гамбургом и Берлином. Но проект завис из-за отсутствия средств. Канцлер Герхард Шредер является сторонником этой дороги, но тоже пока не нашел необходимых капиталов. Так что в Германии красивая идея пока "зависла". Зато немцы реализовали ее в Китае, на 30-километровом отрезке от аэропорта Шанхая до знаменитого района Пудун. "Китайская дорога" была торжественно открыта в прошлом году во время визита Шредера. Но начало эксплуатации было отложено: выявились недостатки кабельной сети, которые сейчас устраняются.
Остается надеяться, что европейскому проекту повезет больше, и Трансрапид действительно когда-нибудь достигнет Москвы.