Завершив политический год на западном направлении, Владимир Путин продолжает его на восточном. Вчера президент прибыл с официальным визитом в Куала-Лумпур, где сегодня состоятся переговоры на высшем уровне и подписание двусторонних документов, в том числе крупного контракта на поставку российских истребителей.
В российском МИДе отмечают, что первый за всю историю официальный визит главы российского государства в Малайзию приходится на период беспрецедентного подъема двусторонних отношений. Малайзия объективно относится к числу наиболее перспективных партнеров России в Азии. И дело не только в том, что эта страна стала важным покупателем российской военной техники. Малайзия входит в разряд динамично развивающихся азиатских "драконов". Ее внешнеторговый оборот в прошлом году (170 млрд. долл.) превысил российский, а основу экспорта уже давно составляет продукция с высокой добавленной стоимостью.
Куала-Лумпур видит в Москве партнера, который может содействовать достижению амбициозной цели - выведению страны к 2020 году в число высокоразвитых государств мира. Акцент в движении по этому пути будет делаться на создании самодостаточной технологической базы в целом ряде областей, причем в сотрудничестве с максимально широким кругом партнеров. И Россия - один из них.
Некоторые эксперты даже считают, что Малайзия может превратиться в стратегического партнера России в Юго-Восточной Азии. Для этого вроде бы есть веские предпосылки: отношения между двумя странами носят теплый, дружественный характер, руководителей объединяет общность подходов к решению основных международных проблем, неприятие однополярного мира. Так или иначе, выступив перед журналистами накануне вылета Путина из Москвы, замглавы кремлевской администрации Сергей Приходько счел возможным подчеркнуть, что Россия рассматривает Малайзию в качестве важного партнера в Юго-Восточной Азии и в Азиатско-Тихоокеанском регионе и "рассчитывает сделать эти двусторонние связи моделью для отношений с другими странами региона".
Конечно, 78-летний Махатхир Мохамад, правящий Малайзией с 1981 года, расскажет Путину о том, как он умудряется сочетать "драконовый" динамизм национального развития с нежеланием подстраиваться "под гребенку" рекомендаций МВФ, открывать полностью внутренний рынок и т.д. Малайзийский премьер известен как самый последовательный в мире критик глобализации в ее нынешнем виде. Под его руководством Малайзия одной из первых в Азии преодолела - не прибегая к новым займам МВФ - последствия финансового кризиса 1997 года.
Малайзия - мусульманская страна, в октябре с.г. там пройдет саммит Организации Исламская конференция (ОИК). К заслугам Махатхира относят то, что в малайзийском обществе не получили развития крайние проявления ислама. Предпринимаются действенные усилия по борьбе с любыми проявлениями религиозного экстремизма внутри страны, кроме того, недавно в Куала-Лумпуре создан региональный антитеррористический центр.
В октябре Махатхир Мохамад уходит в отставку. Его преемником объявлен 64-летний вице-премьер Абдулла Бадави. Не все наблюдатели уверены, что верный соратник малайзийского патриарха обладает достаточным авторитетом и качествами, чтобы надолго закрепиться у власти. Есть мнение, что в обозримой перспективе на лидирующие позиции в высшем руководстве может выдвинуться министр обороны Наджиб Разак. Кстати, именно при его активном участии были заключены сделки на закупки российских истребителей.
Конечно, ВТС пока остается самой перспективной сферой российско-малайзийского сотрудничества. Но высокие технологии и космос также в числе намеченных приоритетов: обе стороны исходят из того, что реальные прорывы здесь вполне возможны. В ходе визита Путина будут подписаны межправительственные соглашения в сфере информационных и коммуникационных технологий, а также о научно-техническом сотрудничестве. Предполагается также, что стороны могут достичь договоренности по программе подготовки полета малайзийского космонавта на МКС.