Власти Северной Кореи отказались вести переговоры о ядерной программе с заместителем госсекретаря США Джоном Болтоном. В то же время МИД КНДР подтвердил, что позиция Пхеньяна в отношении многосторонних переговоров не изменилась. Дискуссии, в которых примут участие КНДР, Южная Корея, США, Россия, Китай и Япония должны состояться в скором времени.
Согласие Пхеньяна обсудить ядерную проблему в многостороннем формате, о котором стало известно в конце прошлой недели, на первый взгляд кажется уступкой Вашингтону. На самом деле этот шаг стал итогом длительного дипломатического маневрирования, в котором Ким Чен Ир, похоже, переиграл своего главного противника.
В последнее время Вашингтон всячески выпячивает роль Пекина в "выкручивании рук" Ким Чен Иру. Недавняя поездка китайского спецпредставителя в Пхеньян и передача послания Ху Цзиньтао Ким Чен Иру были поданы чуть ли не как "божественное откровение", после которого Пхеньян, мол, сразу же должен был согласиться на переговоры по американской формуле. В действительности США пытаются всеми силами притянуть Китай к коалиции западных государств, одновременно раздувая его трения с КНДР. В ходе дипломатического процесса планируется отколоть Китай от поддержки КНДР. Если же этот процесс сорвется, Китай как бы окажется "повязан", и тогда легче будет получить его молчаливое согласие на усиление давления на Пхеньян.
Главной целью США является не столько решение северокорейской ядерной проблемы, сколько вовлечение Китая во вновь создаваемую систему международных отношений в Азии.
Однако возможность превращения Китая в послушного Вашингтону участника антисеверокорейского крестового похода вызывает у экспертов сомнения. Вероятность того, что Пекин "сдаст" Пхеньян даже в обмен на Тайвань, представляется незначительной. Согласие на давление, и уж тем более на военную акцию против своего союзника во всех отношениях нанесло бы ущерб престижу КНР, прежде всего среди азиатов, и стало бы точкой отсчета ее стратегического отступления.
Для истинных "чучхеистов" полагаться на "добрую волю" своего единственного союзника (и тем самым попадая от него в еще большую зависимость) было бы рискованно.
Северокорейцы явно решили поиграть на американо-российских противоречиях. В то же самое время, демонстративно проигнорировав заходы Пекина о "многосторонке" и "отдав приз" Москве, Ким Чен Ир хочет вызвать ревность китайцев, а значит - получить от них уступки. Впрочем, Китай вряд ли купится на эту уловку, понимая ограниченность реального (подкрепленного экономической помощью) российского влияния в Корее. К тому же Пекину объективно российское участие даже выгодно: американцам теперь сложнее будет добиться выполнения своей стратегической задачи - вовлечения Китая в америкоцентричную конструкцию в Азии.
Поможет ли участие России направить переговоры в конструктивное русло? Сможет ли Москва отстоять возможность компромиссного, "пакетного" урегулирования? Суть его как известно, состоит в предоставлении Пхеньяну гарантий безопасности в обмен на отказ от ядерной программы. Не исключено, что время уже упущено. Если Пхеньян уже создал ядерное оружие, он уже не выпустит его из рук.
Кроме того, если КНДР использует многосторонний формат для того, чтобы заявить о своем статусе ядерной державы, Москва может оказаться в крайне деликатном положении. То есть оказаться в фарватере американской кампании, нацеленной на демонтаж любой ценой ядерного потенциала КНДР. Не исключено, что именно на это и сделают ставку американцы.