0
784
Газета В мире Интернет-версия

30.07.2003 00:00:00

Ричард Баучер: В мире есть только один полюс

Тэги: баучер, ирак, сша, оон


баучер, ирак, сша, оон Ричард Баучер.

- Какие цели преследует Вашингтон в своей политике по отношению к Москве?

- Прежде всего - это расширение и укрепление отношений между нашими странами. В последние годы активно развиваются личные контакты как между политиками США и России, так и между простыми гражданами, углубляются разнообразные экономические взаимосвязи, открываются все новые и новые возможности, например, в сфере энергетики и высоких технологий. Перспективы такого сотрудничества выглядят многообещающими и для нас, и для России.

Но не менее важным, на мой взгляд, является расширение двустороннего и открытого диалога по вопросам, представляющим и взаимный интерес, и важное значение для всего мира. Мы уже сотрудничаем и можем делать это еще более энергично при решении проблем в Афганистане, на Ближнем Востоке, в Северной Корее. Две наши великие страны в силу различных исторических причин имеют широкие и разнообразные международные политические контакты, которые они могут использовать на благо человечества.

Во время регулярных встреч госсекретаря Колина Пауэлла с министром иностранных дел Игорем Ивановым разговор обычно идет в очень широком диапазоне - от двусторонних отношений до главных мировых событий и проблем, в частности, о том, что происходит сейчас в Северной Корее, Либерии, Ираке, о выполнении различных резолюций ООН и т.д. Развитие столь активного сотрудничества с Россией в международной сфере мы считаем очень важным для обеих сторон.

- Ранее вы заявляли о стремлении США перейти в обсуждении северокорейской проблемы от трехсторонних переговоров к пятисторонним, то есть к прежним участникам - КНДР, Китаю и США - добавить представителей Южной Кореи и Японии. Россию среди переговорщиков вы не упомянули, хотя сейчас говорите о том, что США заинтересованы в ее участии. Что это означает: Москва сама не хочет участвовать в переговорах или против этого выступает кто-то из других переговорщиков?

- Мы были бы очень рады участию Москвы в переговорах и открыто говорим об этом северокорейцам. Пхеньян своими действиями и заявлениями обеспокоил целый регион, всех своих соседей. Поэтому все страны, расположенные по соседству с Северной Кореей, хотели бы и имеют право участвовать в решении существующих здесь проблем. На каком-то этапе мы предложили, чтобы в переговорах участвовали 9 государств. Но северокорейцы не согласились. Тогда мы сказали: ну, давайте в таком случае начнем переговорный процесс с меньшим числом участников. И на первой стадии в нем помимо Вашингтона и Пхеньяна участвовал еще и Пекин. Но мы продолжаем считать, что к данному процессу нужно подключить как минимум еще Южную Корею и Японию, которые в силу своего территориального расположения крайне чувствительно относятся к обсуждаемым проблемам.

Мы очень хотели бы, чтобы и Россия активно участвовала в решении северокорейского вопроса. И, насколько мы знаем, она вполне готова к этому.

- На днях Кондолиза Райс выступила с речью в Лондоне, наделавшей много шума на Старом континенте. Госпожа Райс заявила, что мир ныне сугубо однополярный, то есть существует одна мировая величина - США, и европейские партнеры должны с этим считаться и смириться. Москва, Париж и Берлин, как известно, придерживаются иной точки зрения, то есть выступают за многополярный мир. Какова в связи с этим позиция госдепартамента?

- Я думаю, что на самом деле существует один полюс для всех государств. И этот полюс включает в себя такие понятия, как мир, демократия и всестороннее развитие. Наверное, вы знаете о книге Фрэнсиса Фукуямы, вышедшей чуть более десятилетия назад, автор которой утверждал, что наступил конец истории, идеологическая борьба отошла в прошлое, и все мы отныне будем двигаться в одном направлении. Я думаю, что в какой-то степени именно так сейчас и происходит.

Идея многополярного мира подразумевает, что все государства должны ладить с остальными, при том, что все они одновременно стремятся к влиянию и определенному статусу. Но это не совсем так. Да, у всех стран есть свой статус, все могут процветать, может быть обеспечена безопасность граждан и самих государств, но все это - только через сотрудничество, через расширение торговли и путешествий, через обмены в сфере образования, через борьбу с болезнями, через совместную борьбу с терроризмом и с контрабандными перевозками.

У нас всех общие стремления, все мы вносим вклад в развитие международного сообщества, но именно на основе совместных усилий. Только общим трудом мы можем обеспечить безопасность друг для друга. Если ближе посмотреть на ситуацию в Европе, где и зародились теории об уравновешивании власти между ведущими державами, то я не думаю, что сами европейцы описали бы нынешние отношения между Францией, Германией или Италией как многополярные. Все эти и другие государства сформировали и стремятся далее расширять Евросоюз отнюдь не для того, чтобы сбалансировать отношения друг с другом. Они объединяются для того, чтобы общими усилиями достигать общие цели.

Честно говоря, мы считаем, что все эти теории о многополярности, если на них взглянуть с точки зрения реальности, не выдерживают критики. Мы не стремимся к власти, мы все стремимся к общим целям, к тому, чтобы внести свой вклад в мировое развитие.

- Какая роль, по мнению госдепартамента США, уготована в сегодняшнем мире ООН?

- ООН имеет очень важное значение для США. При сотрудничестве с Объединенными Нациями мы работаем над решением вопросов об Ираке, Либерии, Конго.

Недавняя война с Ираком была связана с двумя моментами. Во-первых, возникли проблемы из-за того, что Ирак обладал оружием массового уничтожения (ОМУ) и им управлял диктаторский режим, который в недавнем прошлом применял ОМУ на практике. А один из уроков 11 сентября заключается в том, что мы не можем ждать, пока опасные проблемы исчезнут сами по себе, мы должны их своевременно решать. Сейчас мы заняты решением проблем нестабильности, возникших из-за Ирака. Данный регион постепенно стабилизируется, и гражданам Ирака живется уже лучше, свободнее. В этой стране существуют все предпосылки для развития демократии.

Международная общественность действительно сейчас озабочена ролью ООН. Но какое значение эта организация может иметь для всего мира, если здесь в течение нескольких лет многократно говорится о решении той или иной проблемы, однако на самом деле ничего не решается и ничего не меняется?! Соединенные Штаты хотят активно взаимодействовать с Объединенными Нациями, но необходимо также добиться того, чтобы ООН на самом деле оказывала влияние на международную жизнь.

Мы не должны рассматривать ООН как некое мировое правительство. ООН и ее Совет Безопасности - это просто форум, через который государства ищут возможности для сотрудничества, но отнюдь не орган, который диктует странам, что они должны делать.

Вашингтон


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1830
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1148
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
843
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1129

Другие новости