Захватив заложников, мятежники в Маниле заранее обрекли себя на поражение.
Фото Reuters
В ночь на воскресенье на Филиппинах вспыхнул армейский мятеж, организованный, по заявлениям официальных лиц, нижними офицерскими чинами. В столице страны Маниле около 150 военных захватили торговый центр "Глориетта" и прилегающий к нему жилой комплекс, где проживают иностранцы, при этом несколько десятков человек (среди них посол Австралии) оказались в заложниках. Утром в воскресенье мятежники освободили иностранных граждан и сотрудников центра.
В ответ на обвинения в терроризме и попытке государственного переворота мятежники заявили, что они не стремятся захватить власть, а лишь пытаются выразить недовольство ситуацией в стране. Президент Глория Арройо предъявила восставшим ультиматум. На момент подписания этого номера пришло сообщение о сдаче части мятежников.
События на Филиппинах носят знаковый характер для ряда государств, правительства которых игнорируют проблемы собственных армий и проводят весьма двусмысленную политику в отношении вооруженной оппозиции.
Мятежники в Маниле обвинили кабинет министров в коррупции, развале армии, сговоре с исламистскими боевыми формированиями, действующими на острове Минданао, и потребовали немедленной отставки президента и министра обороны. Кризис назревал уже давно. Военнослужащие по несколько месяцев не получали зарплату, в то время как СМИ пестрели сообщениями об очередных разоблачениях высших офицеров из регионального командования на Минданао, продававших оружие врагу.
Кроме того, еще за несколько дней до мятежа в Маниле можно было приобрести видеозапись, на которой группа военных, назвавших себя "Солдатами народа", обвиняет этих генералов даже в организации взрывов (приписываемых "исламским террористам") с целью получения дополнительных бюджетных ассигнований.
В ответ власти заявили о "возможной связи" мятежников с экс-президентом Джозефом Эстрадой, три года назад потерявшим власть и попавшим под суд по обвинениям в коррупции. Это неудивительно, поскольку сама Арройо, занимавшая при нем пост вице-президента, никогда не упускает случая дистанцироваться от бывшего шефа.
В истории Филиппин было немало попыток переворотов, но последний путч относится ко времени правления Корасон Акино (1986-1992). Порядок было навел сменивший ее генерал Фидель Рамос, пользовавшийся весомым авторитетом в армии. Рамос сумел договориться с умеренной мусульманской оппозицией и в то же время жестко подавить активность экстремистов. Его преемники оказались куда более слабыми политиками.
Ситуацию на Филиппинах "НГ" прокомментировал старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Вячеслав Урляпов: "Обострение кризиса на мусульманском юге - на фоне развала армии - началось при Эстраде, попытавшемся в ускоренные сроки решить все проблемы чисто силовым путем. Активизировалась крайне радикальная группировка "Абу Сайяф", воспряли духом леваки.
Арройо же имела все шансы взять ситуацию под контроль, - продолжил Вячеслав Урляпов. На переговорах в Куала-Лумпуре ей, казалось бы, удалось умиротворить экстремистов, ее представители даже посредничали в конфликтах между враждующими повстанческими группировками. Но контакты с сепаратистами настолько увлекли генералов, что вскоре у повстанцев было обнаружено оружие с армейских складов. Начавшиеся по этому поводу слушания в парламенте, однако, вскоре свернули "за не доказанностью". Вполне естественно в этой связи, что очередные невыплаты зарплаты вызвали взрыв возмущения низших офицеров".