Нынешний июль выдался месяцем показательным. Россия напомнила всем саму себя новым масштабным противостоянием крупного бизнеса и государственных структур. Америка разочаровала инвесторов сообщением о рекордном дефиците федерального бюджета. Европа, попытавшаяся хоть немного скорректировать "социально ориентированную" модель экономики, оказалась парализованной массовыми забастовками. В общем, все шло как всегда. Как всегда, по графику вышел и ежегодный доклад ООН о человеческом развитии. Как всегда, на него не обратили внимания.
И зря. Часто говорится, что нет ничего более постоянного, чем временное. Но редко вспоминается, что все постоянное когда-нибудь утрачивает свое постоянство. А что за этим следует, того, как говорится, не дай Бог.
Опубликованный на прошлой неделе доклад подавляет. Отчасти своей обыденностью. Но еще более - отсутствием рецептов выхода из сложившейся ситуации. Разумеется, авторы подготовили "политически корректный" текст. Ведь сегодня даже в учреждениях и офисах не принято вешать таблички "no exit" - считается, что действуют они угнетающе. Таких "табличек" нет и в докладе. Но прочно запертые двери, хотя и без должных обозначений, никуда не исчезли.
Сорок лет существования независимых государств периферии не пошли на пользу их народам. За это время разрыв в среднедушевых доходах в "первом" и "третьем" мирах вырос с 20 раз в начале 60-х годов до 75 раз в наши дни. Доля мирового валового продукта, приходящаяся на жителей развитых стран, составляющих 20% человечества, выросла за последние 30 лет с 70 до 84%, а доля, достающаяся 20% беднейших жителей планеты, - упала с 2,3 до 1,25%. Радуясь успехам в преодолении бедности (часто упоминается, что число людей, живущих менее чем на 1 долл. в день, снизилось за 90-е годы с 30 до 23% населения Земли), следует помнить, что за этот период сам доллар значительно подешевел. И еще нужно принимать во внимание, что в обществах, где имущественное неравенство ныне достигает самых высоких из зафиксированных в мире уровней, любые усредненные показатели так же репрезентативны, как и "средняя температура по больнице".
Доклад о человеческом развитии за 2003 год четко ставит проблему, которая уже хорошо известна, но не получает должного внимания. В мире сегодня есть зоны, потенциально гораздо более опасные, чем был Ирак с его мифическим оружием массового поражения или остается Северная Корея с гипотетической ядерной бомбой. И главная из этих зон - экваториальная и южная Африка, мир, неуклонно погружающийся в хаос и уже переживающий гуманитарную катастрофу.
За прошедшие со времени обретения африканскими странами независимости от европейских колонизаторов годы на континенте было убито больше людей, чем погибло или было вывезено в Америку за три века европейской работорговли. Сегодня уровень жизни в 36 странах региона ниже, чем в 1985 году. Распространенность грамотности уверенно снижается. Около 70% населения лишены доступа к питьевой воде удовлетворительного качества. Продолжительность жизни повсеместно падает, снизившись в ряде стран на 10-15 (!) лет и находясь сегодня на уровне начала 70-х годов. Инфицированность вирусом ВИЧ достигает 35-50% населения, а более 75% из насчитывающихся в мире 42 млн. больных "чумой XXI века" живут именно в этом регионе. Большинство местных государств убедительно доказали свою неспособность самостоятельно развиваться. Даже превозносившаяся совсем еще недавно как пример успешного демократического процесса ЮАР стремительно скатывается к уровню окружающих ее стран.
Гораздо хуже то, что за прошедшие десятилетия западный мир не смог предложить никаких шагов, направленных на изменение ситуации. Экономические меры не действуют: масштабные кредиты расходуются на правящую бюрократию, амбициозные проекты и поддержку армии (военные расходы, составляющие в Европе и США 1,5-4% ВВП, достигают в африканских странах 17-30% ВВП). Размеры безвозмездной помощи уже сегодня превосходят объем направляемых в регион инвестиций, но никакие усилия не в состоянии контролировать ее использование. Бедность вызывает не консолидацию наций с целью борьбы с нею, а невиданное социальное расслоение, постоянно чреватое гражданскими конфликтами. Недоразвитость (underdevelopment) реально становится на значительной части земного шара своего рода образом мышления (the state of mind), как то предполагали еще в 60-е годы исследователи периферийных экономик. Нынешние усилия не приносят ожидаемых результатов, лишь усугубляя существующие проблемы.
Между тем опасность подобной ситуации очевидна. В наиболее бедных регионах планеты разрушаются сложившиеся природные экосистемы, деградируют почвы, хищнически уничтожается все живое. Эти территории могут стать и уже являются источниками опасных эпидемий, способных поразить любой иной регион. Эмиграция дестабилизирует окружающие страны, а осознание явной невозможности быть инкорпорированными в западный мир или получить доступ хотя бы к части его достижений рождают ненависть и злобу.
Очередной доклад о человеческом развитии, как и предшествующие, косвенно указывает на необходимость кардинального изменения бытующего в современном западном мире отношения к проблемам наименее развитых стран. Но способен ли Запад взять на себя то, что Р.Киплинг в свое время называл "бременем белого человека"? Сегодня в этом есть очень большие сомнения, ведь мир стал слишком инертным, слишком обычным, реагирующим только на те изменения, которые подтверждают, что все остается неизменным.