Колин Пауэлл не стал требовать от Йошки Фишера отправки войск в Ирак.
Фото Reuters
После четырех дней пребывания в США, первого после иракской войны, вбившей клин между Вашингтоном и Берлином, министр иностранных дел Йошка Фишер может быть доволен итогами своей миссии.
Видимо, с шутливым намеком на фамилию гостя, госсекретарь Колин Пауэлл подарил ему столовый прибор для рыбы. И несколько озадачил, вернув полученный в мае в Берлине в подарок от Фишера ящик фленсбургского пива, но с пустыми бутылками. Очевидно это был намек на то, что в старые бутылки германо-американских отношений пора влить новое содержание.
Немцы, которым весьма надоела свара с Америкой, длящаяся почти год, сами ратуют за это. Но в канун американского визита Фишера в Берлине опасались, как бы от него не потребовали в посылки бундесвера в Ирак. Но никто из американских деятелей руки немецкому гостю выкручивать не стал. Иракская война и ее тяжелые последствия, в том числе для американского бюджета, вынуждают США добиваться содействия "старой Европы". Пусть не солдатами, так в экономическом плане. Тут для Фишера проблемы не было: он выразил готовность ФРГ участвовать в гуманитарной помощи и экономическом восстановлении Ирака.
Выступая после переговоров вместе с гостем на пресс-конференции, Пауэлл подтвердил, что не обращался к своему коллеге с просьбой о военном вкладе. Однако вопрос о привлечении сил других государств уже поставлен Вашингтоном перед международным сообществом.
Несомненно, главной задачей визита Фишера, хотя и не афишируемой, было уговорить Вашингтон вернуться к нормальным отношениям с Берлином. На это германский гость употребил все свое обаяние. Он заверял американских собеседников, что ФРГ сделает все для укрепления отношений с "важнейшим союзником за пределами Европы", которая, в свою очередь, может быть сильна только в том случае, если будет не соперничать, а "выступать вместе с США".
Но умаслить Вашингтон не так просто. Пентагон, например, довольно искусно поддерживает неясность в отношении того, насколько серьезно за океаном воспринимают немецкого союзника. Среди прочего это вытекает из планов передислокации части американских войск и отказа от некоторых их баз в Германии (кроме одной из главных в Рамштайне). Об этом недавно, разумеется, не без сигнала свыше, заговорил американский главком ОВС НАТО в Европе генерал Джеймс Джонс. По его словам, речь идет о совершенствовании глобальной структуры американского военного присутствия в мире, охватывающей 93 (!) страны. Однако заранее по столь важным для них вопросам с немцами, как с союзниками, не советуются.
Подводя итоги визита Фишера, наблюдатели говорят, что на уровне глав МИДов пропасть в трансатлантических отношениях преодолена. Однако это полдела. Необходим саммит Буш-Шредер. Но определенности на этот счет пока нет.
Под занавес Фишер должен был посетить в четверг вице-президента Чейни, втайне, наверное, мечтая, что вдруг на эту беседу "случайно" заглянет сам президент.
Но у Буша в программе - более близкий гость и союзник Тони Блэр. Уж перед ним-то будет открыт не только Белый дом, но и конгресс, в котором ему будет предоставлена честь выступить на совместном заседании сената и палаты представителей. Вдохновившись таким приемом, Блэр проследует затем с визитами в Японию, Южную Корею и Китай.