Паскаль Кушпэн считает, что Владимиру Путину не чуждо чувство юмора.
Фото Reuters
- Какие темы вы затронули на переговорах с Владимиром Путиным?
- Прежде всего я хочу сказать, что я вновь выразил соболезнование семьям людей, погибших в авиакатастрофе над Боденским озером. Поначалу реакция швейцарской стороны была неадекватной. Впоследствии авиадиспетчер - предполагаемый виновный в гибели самолета - был отстранен от работы. Если наша вина будет установлена юридически, мы, разумеется, понесем ответственность: и правительство, и авиадиспетческая компания "Скайгайд". Мы ждем быстрого, небюрократического и щедрого решения этой проблемы. Правительства Швейцарии и Германии приняли участие в создании специального фонда для выплат компенсаций родственникам погибших.
Кроме того, я выразил президенту Путину соболезнование в связи с гибелью людей в результате взрывов в Москве. Я убежден, что терроризму не может быть никакого оправдания.
Мы обсуждали также вопросы торгово-экономического сотрудничества. Я напомню, что Швейцария занимает четвертое место по объему инвестиций в России (1,3 млрд. долларов). В вашей стране активно работают 450 швейцарских предприятий. У нас много проектов в России, в том числе на Байкале, в республике Коми, в Московской области...
Мы с Владимиром Путиным пришли к выводу, что наше сотрудничество в области борьбы с отмыванием денег идет очень успешно. Мы готовим к подписанию соглашения в финансовой и гуманитарной сферах.
Мы также заинтересованы в скорейшем подписании соглашения о реадмиссии.
Мы также коснулись вопроса гуманитарной помощи, которую Швейцария оказывает в регионе Северного Кавказа. Я подчеркнул важность соблюдения прав человека в том числе в Чечне.
- Вы говорили о Платоне Лебедеве и ЮКОСЕ?
- Опосредованно. Мы не говорили конкретно о ЮКОСЕ. Но я высказал свои мысли о капитализме. Я сторонник капитализма с человеческим лицом. Например, я считаю неоправданным, когда зарплата владельца предприятия в 200 раз превышает зарплату работника. Доход квалифицированного работника всегда должен быть высоким.
- России далеко до капитализма с человеческим лицом?
- Вы все еще находитесь в начале пути. Но я считаю, что ситуация здесь лучше, чем, например, еще три года назад, в том числе в смысле законов. Я убежденный антикоммунист. Ведь коммунизм убивает всякую культуру. В России нужно возродить личную ответственность, моральную ответственность. А это займет время.
- На переговорах в Москве речь шла и о терроризме. И хотя в Швейцарии нет почвы для этого явления, в вашей стране также были приняты серьезные меры. Как сейчас обстоят дела на антитеррористическом фронте?
- Швейцария, безусловно, приняла меры по защите от терроризма. Мы ведем сотрудничество в международных рамках, в том числе в сфере обмена информацией. Нам удалось добиться контроля над финансовыми потоками таким образом, чтобы деньги не попадали в руки террористов. Если вы заметили, Швейцария практически не была причастна к финансированию терроризма. Зато значительные капиталы террористов проходили через американские банки и банки других стран. Это, конечно, не означает, что у нас не возможны какие-то инциденты. Но у нас действительно достаточной хороший контроль за финансовыми потоками.
- Вы говорили, что, невзирая на ряд проблем, отношения между нашими странами не стали плохими, а лишь "менее хорошими". Однако создается впечатления, что имидж двух наших стран соответственно в глазах России и Швейцарии становится все хуже. Люди скорее помнят не то, что Швейцария является четвертым инвестором России, а такие факты, как дело Бородина, скандалы с фирмой "Нога", гибель самолета... Швейцарцы соответственно боятся российского криминала. Что делать с имиджем?
- Знаете, лет 10 назад у вас проводился опрос об отношении к иностранцам. Швейцарцы заняли не очень-то хорошие позиции. Однако ответы на второй вопрос - в какой стране вы бы хотели работать? - поставили Швейцарию на очень выгодное место! Авторы этого опроса забыли, правда, спросить, почему же нас воспринимают как несимпатичных, но серьезных? Если вы зададите в Швейцарии вопрос о том, является ли российская экономика и институты стабильными, вы получите отрицательный ответ. Это не должно быть сюрпризом. Но если вы спросите о потенциале России, о вере в ее возможности, ответ будет совсем другим. Таким образом, швейцарцы должны восполнить недостаток российских симпатий, сохранив качество, а россияне должны добиться того, чтобы их будущее превзошло ожидания швейцарцев. И здесь, конечно, нужно добиваться укрепления институтов. Что, кстати, и делает президент Путин.
- Что вы думаете о Путине?
- Во первых, он простой человек. Во-вторых, ему не чуждо чувство юмора. В-третьих, он обсуждает только факты, и он способен понять точку зрения противоположной стороны. В четвертых, он защищает интересы России. Это личность, умеющая контролировать свои эмоции и страсти.
- Вы пригласили российского президента в Швейцарию?
- Да, я пригласил его кататься на лыжах. Кстати, он научился кататься на лыжах именно у нас. Он говорил мне, что остался в восторге от Давоса.
- Что вы думаете о госпоже дель Понте, которая не смогла посадить Бородина, но решила "попытать счастье" с Милошевичем?
- Посмотрим, удастся ли ей посадить Милошевича.