Валери Жискар д'Эстен, хоть и скорректировал проект Конституции, удовлетворить все требования европейцев не смог.
Фото Reuters
Вчера в Брюсселе завершился политспектакль длиною в 16 месяцев. Европейский Конвент из 105 членов провел под председательством Валери Жискар д'Эстена свое последнее заседание.
Конвент уходит в атмосфере европейского разлада. Новым свидетельством тому стало поступившее в ночь на четверг известие об отказе канцлера ФРГ Герхарда Шредера от намеченного отдыха в Пизаро. Вместо Италии канцлер проведет свой отпуск с семьей дома в Ганновере. Такова демонстративная реакция Берлина на известные антигерманские заявления итальянского премьера Сильвио Берлускони и его статс-секретаря Стефано Стефани (см. "НГ" от 04.07.03 и 09.07.03). "Всему есть предел", - объяснил Шредер свое решение.
Напряженность в германо-итальянских отношениях не спадает. Более того, она не может не сказываться на всей обстановке в сообществе, где уже выражают опасения, что конфликтность, возникшая с началом председательства Рима, не позволит выполнить политическую программу ЕС на нынешнее полугодие, особенно в части конституционной реформы.
Как известно, проект Конституции уже был представлен Салоникскому саммиту сообщества и принят им 20 июня за основу. Но за Конвентом оставалась еще одна "редакционная шлифовка" текста. Формально этой "технической работе" и были посвящены его последние заседания, хотя речь шла о ряде принципиальных вопросов.
Среди них "важнейшей из всех битв" председатель Комиссии ЕС Романо Проди назвал расширение сферы решений, принимаемых большинством голосов. А другой трудной темой - "прояснение" полномочий и возможностей будущего министра иностранных дел ЕС. Но упования на результативность заключительных форумов Конвента, состоявшихся в среду и четверг, не оправдались.
"Битва" по проблеме голосования закончилась даже сползанием с ранее согласованных рубежей. Конвент уступил германскому требованию изъять из прерогатив ЕС решение проблем миграции квалифицированным большинством голосов. В итоге вопросы внешнего доступа на рынок труда останутся в суверенном ведении национальных государств.
Не менее бесплодными оказались в Конвенте финальные усилия на ниве внешней политики и безопасности. Ряд стран активно ратовал в Конвенте за то, чтобы предусмотреть процедуру принятия внешнеполитических решений в ЕС путем голосования. Но и на последней дистанции в Брюсселе эти стремления натолкнулись на железное "нет" Лондона.
Правда, теоретически конституционный проект не исключает передачу тех или иных вопросов на суд большинства, но только в случае принятия Европейским советом (в котором заседают главы государств и правительств ЕС) единогласного решения о соответствующем конкретном поручении. Но это больше для отвода глаз. Реально никакие доводы не побудили англичан сдвинуться со своей позиции сохранения национального вето в сфере внешней политики и безопасности.
Теперь распущенное собрание передает эстафету окончательного "доведения" проекта Конституции правительствам стран ЕС. Показательно, что накануне заключительного заседания президиуму Конвента пришлось разгребать 1700 новых поправок, поступивших уже после Салоникского саммита. Это говорит о том, что проект Конституции вызывает еще множество вопросов. По-видимому, с ними придется столкнуться и созываемой в октябре межправительственной конференции Евросоюза.
С одной стороны, европейская интеграция стала самодовлеющим процессом. С другой, он все еще встречает немало "евроскептиков". В этой связи любопытен комментарий в лондонской "Сан". В нем, в частности, говорится: "Что доказывает недавний скандал в Страсбурге? Только то, что идея Европы как одной большой счастливой семьи непригодна и нереалистична. Европа функционирует только как экономическое сообщество. Но она не может функционировать как федеральная объединенная Европа, где каждого принуждают носить одинаковый политический корсет. Это кончается слезами".