Официальный представитель Белого дома признал вчера, что президент Буш "был не прав", когда включил в январе в свое ежегодное обращение к нации фразу о том, что режим Саддама Хусейна "недавно пытался заполучить значительные объемы урана в Африке". Данное утверждение было сделано с отсылкой на британское правительство, которое "узнало, что...". Таким образом, резюмирует ситуацию "Нью-Йорк таймс", Буш "доверился" информации, предоставленной британской разведкой, а Блэр, со своей стороны, мотивировал необходимость скорейшего начала войны наличием "убедительной" информации от ЦРУ.
В общем, поток разоблачений, появившихся в последние дни по обе стороны океана, наводит на грустный вывод. А именно: Лондон и Вашингтон сыграли в "междусобойчик", подбросив друг другу - при полном взаимопонимании - дезинформацию. Сделав это так, чтобы можно было потом легче спрятать концы в воду. В Вашингтоне теперь даже не могут объяснить, кто же именно из окружения президента вставил в текст обращения злополучную "урановую" фразу, которая стала важным аргументом администрации США в пользу ускорения - без оглядки на выводы международных инспекторов - начала военной операции. Между тем этот пассаж, как сейчас выяснилось, никоим образом не давался на просмотр высшим чинам американского разведывательного сообщества, которые по идее и должны были дать заключение: подтверждается ли подобное утверждение или нет.
Теперь многие опасаются, что подобная же ситуация может повториться в случае с Ираном. Дабы этого не произошло, глава МАГАТЭ Мухамед эль-Барадей призвал Тегеран обеспечить абсолютную прозрачность своей ядерной программы. Выступив накануне начинающегося сегодня визита в Иран, он заявил, что ожидает от Ирана разрешения на проведение более тщательных международных инспекций своих ядерных объектов. Соответственно от Тегерана ожидают подписания дополнительного протокола, предусматривающего подобные инспекции.
Эль-Барадей считает, что, лишь пойдя на подобную открытость, Иран сможет убедить мировое сообщество в том, что его ядерная программа направлена на мирные цели. Но на практике, конечно, под "мировой общественностью" имеются в виду прежде всего Соединенные Штаты, продолжающие обвинять иранцев в стремлении заполучить ядерное оружие.
Таким образом, и МАГАТЭ, и многие ключевые международные игроки (включая Россию) пытаются сделать так, чтобы предотвратить военный сценарий "решения иранского вопроса". В российском МИДе 26 июня выразили поддержку заявлению совета директоров МАГАТЭ, который призвал Иран открыть для проведения инспекций интересующие агентство объекты.
Между тем в явный минус Ирану теперь записано проведение заключительного испытания баллистической ракеты средней дальности "Шахаб-3", факт которого подтвердил в понедельник официальный представитель иранского МИДа. "Шахаб-3" способна доставлять боеголовку весом от 700 до 1000 кг на расстояние в 1300 км. Это означает, что новая ракета в состоянии нанести ракетный удар по Израилю, а также по американским контингентам в Ираке и других странах Ближнего Востока.
Если учесть, что новые носители, как заявляют в Тегеране, вскоре поступят на вооружение иранской армии и встанут на боевое дежурство, то это может стать весомым аргументом для усиления американского давления на режим Хаменеи.
По данным израильской разведки, новая иранская ракета скорее всего создана по чертежам северокорейской "Но-Донг" и пакистанской "Гаури-II". В создании "Шахаб-3", как утверждается, иранцам помогали китайские и российские компании. В Вашингтоне восприняли новость как новое доказательство опасности иранской ядерной программы, которая "угрожает как региону, так и американским интересам". В аналогичном духе высказались и официальные представители Израиля.