В конце прошлой недели довольно благодушное настроение инвесторов, сохранявшееся на протяжении целого квартала, было испорчено новостями из США. Как сообщило статистическое ведомство, по итогам июня уровень безработицы в "выздоравливающей" американской экономике подскочил с майских 6,1 до 6,4% трудоспособного населения - на максимальную высоту за последние 9 лет.
Некоторое повышение уровня безработицы - до 6,2% - предсказывали многие, но никто не предполагал столь резкого скачка. Тем больший интерес вызвали последовавшие комментарии, как будто списанные с одного листа. Во-первых, эксперты отметили, что прежние прогнозы были слишком оптимистичными, и "перенесли" начало хозяйственного оживления с осени 2003 года на начало 2004-го. Во-вторых, почти все заявили, что американский уровень безработицы в 6,4% не так уж плох по сравнению с европейским, приближающимся к 9,5%.
Такая реакция представляетс я нам совершенно неадекватной. В очередной раз никто не обратил внимания ни на источники роста американской экономики, на ее разительные отличия от экономики европейской.
В последние годы много говорилось о том, что экономическое развитие США несамодостаточно, что растет дефицит торгового и платежного баланса страны, что доллар не имеет прочной основы, а бум второй половины 90-х обусловлен гигантским притоком инвестиций из-за рубежа. Однако почти никогда не упоминалось, что наличие крайне дешевой рабочей силы является для американской экономики гораздо более серьезным "допингом", чем доступность иностранных инвестиций.
Два желания - сделать свое производство прибыльным, а продукцию дешевой - практически исчерпывают список мотивов американского предпринимателя. В стране, где масштабы неравенства сопоставимы с латиноамериканскими, где весьма либеральны иммиграционные законы, а процедуры приема на работу и увольнения предельно упрощены, труд кажется самым доступным из всех производственных ресурсов. Таковым он и является. За последние 30 лет абсолютная численность занятых в США выросла на 52%, тогда как в странах ЕС - всего на 5%. За тот же период доля активного населения в общей численности американцев выросла с 65 до 71%, тогда как в ЕС - упала с тех же 65 до 60%. Сегодня средняя американская семья уделяет своей основной работе на 26% больше времени, чем в середине 60-х годов, тогда как средняя европейская семья - на 23% меньше. При этом конкуренция на рынке труда такова, что средняя реальная заработная плата в американской промышленности находится сегодня на более низком уровне, чем в 1972 (!) году.
До поры до времени экономика США развивалась за счет удешевления труда в условиях почти полной занятости. Исследования показывают практически стопроцентную корреляцию между снижением реальной почасовой зарплаты и ростом производительности в американской промышленности на протяжении весьма репрезентативного периода - с 1982 по 1999 год. Но замедление экономики в последние годы потребовало новых жертв, и началось сокращение рабочих мест, а доля безработных выросла с 3,9% трудоспособного населения до 6,4%. И, как мы полагаем, это лишь "начало большого пути". В условиях нынешнего замедления и исчерпания возможностей сокращать издержки за счет снижения ссудного процента (а ставка ФРС за последние два с половиной года упала с 6,5 до 1% годовых) безработица вполне может достичь уровня в 8,5-9,5%, невиданного с начала 80-х годов.
И это станет более серьезной проблемой, чем в Европе. Как бы политики ни утверждали обратное, причины высокого уровня безработицы в США и ЕС качественно различны.
В США в последние годы безработица была всецело объективной: не работали те, кто либо не отвечал предъявляемым стандартным требованиям, либо искал более выгодного места приложения своих сил. Пособие по безработице не превышало 55% заработной платы, минимальный месячный размер которой в США вообще не установлен. На рынок труда оказывали давление иммигранты из слаборазвитых стран Карибского бассейна и Азии, прибывавшие в страну практически исключительно в поисках работы.
В Европе безработица обусловлена не в последнюю очередь отсутствием мотива к трудоустройству. Не работая годами, можно сохранять право на страховую медицину. Пособие по безработице достигает 75-80% заработной платы, минимальный месячный размер которой - около 1 тыс. евро. Иммигранты, в основном из Северной Африки и бывших европейских колоний, приезжают в Европу преимущественно не работать, а "воссоединяться" с родственниками и "припадать" к отлаженной системе социального обеспечения.
Поэтому эффективность европейских экономик более высока, чем это принято считать. Ни для кого не секрет, что с 1985 по 1999 год темпы роста экономики США превосходили темпы роста экономик 15 стран ЕС (составляя в среднем 2,8% в год против 2,1%). Но мало кто вспоминает, что темпы роста ВВП в расчете на душу населения все это время оставались в США ниже европейских (1,7% в год против 1,9%). Средняя производительность в американской экономике составляет 120% общеевропейского показателя, но при пересчете на час рабочего времени производительность превышает американскую в 8 из 15 входящих в ЕС стран.
Новые данные о росте безработицы в США фактически подтверждают вывод, что экономический подъем в стране откладывается. Подъем, кстати, всегда наступает после кризиса, и чем дольше кризис затягивается, тем дольше придется ждать оживления. Новые данные дают повод в очередной раз задуматься о том, какое множество мифов и иллюзий окружает по сути несамодостаточную, малоэффективную и социально безответственную экономику, от которой по-прежнему остаются зависимы судьбы современного мира.