Жан-Франсуа Дагюзан, директор по научной работе, Фонд средиземноморских стратегических исследований, Париж
Проблеск надежды, возможно, есть, поскольку и американцы, и израильтяне, и палестинцы заинтересованы в достижении мира. У американцев многое объясняется событиями в Ираке. Им необходимо создать позитивный имидж США в арабском мире. Эти позитивные перемены могут быть вызваны только урегулированием палестино-израильских противоречий, рассматриваемых арабским общественным мнением как несправедливость, к которой причастны и США.
У израильтян все объясняется тем, что вторая интифада разрушила экономику Израиля (она находится в самом плохом состоянии за последние 20 лет), а политика безопасности не предотвращает теракты шахидов. Позиция палестинцев обусловлена тем, что Израиль не поддался ни международному давлению, ни палестинскому насилию. Кроме того, экономическая и социальная ситуация в автономии сейчас критическая. Однако все будет зависеть от позиции экстремистов. Например, от места, которое предоставят на переговорах группировке ХАМАС. Многое будет определять также способность региональных сил навредить мирному процессу (это относится к Сирии и Египту) и способность сторон противостоять различным провокациям.
Таха Абдель Али Таха, замдиректора, Центр стратегических и политических исследований "Аль-Ахрам", Каир
По поводу "Дорожной карты", то по поводу нее имеются известные сомнения. Будущее палестинских беженцев, арабов, работающих на израильской территории, статус Восточного Иерусалима, границы независимого государства Палестина, видимо, и далее будут представлять проблему для претворения в жизнь этого плана. Кроме того, из-за палестинской интифады и израильской агрессии сложилась такая политическая и психологическая ситуация, при которой конфликтующие стороны потеряли доверие друг к другу. Этот климат послужил укреплению экстремистов и с той и с другой стороны. И маловероятно, что без изменений в израильских и палестинских властных структурах можно достичь мира в регионе.
Впрочем, я надеюсь, что нынешний мирный процесс сам по себе способен послужить изменению создавшегося климата и политического баланса на Ближнем Востоке.
Ксения Светлова, старший научный сотрудник, Международный институт изучения ближневосточной прессы, Иерусалим
В последние дни, как известно, было достигнуто соглашение о перемирии ("худне") с Израилем, заключенное между палестинскими организациями, входящими во "фронт отказа", и палестинской администрацией. "Худна" - это термин из времен пророка Мухаммада, означающий временное прекращение огня, которое можно нарушить в любой момент. Руководители "Исламского джихада", находящиеся в Дамаске, в своих интервью допускают, что это перемирие продлится не больше двух недель, хотя раньше они говорили о трех месяцах. Но в ту же минуту, когда будет нарушено перемирие, Израилю придется ответить. Таким образом, все достижения последнего месяца будут дезавуированы.
Шансы палестинского правительства добиться реальных перемен в том, что касается поведения исламских группировок, невелики, тем более что премьер Махмуд Аббас пользуется незначительной популярностью среди своего народа, в то время как популярность ХАМАС и "Исламского джихада" растет. Она достигает около 80% в секторе Газа и 45% на Западном берегу реки Иордан.
Надо учитывать, что "Дорожная карта" не является тем документом, в котором бы предлагался конкретный план решения проблем на израильско-палестинской арене. Начиная с июньского саммита в Акабе так и не прозвучало реальных предложений по решению проблемы палестинских беженцев и статуса Иерусалима, то есть по тем вопросам, которые еще в 2000 г. помешали достижению израильско-палестинского соглашения в Кэмп-Дэвиде. Палестинские радикалы сделают все, чтобы не допустить создания палестинского государства на условиях "Дорожной карты", которые их не устраивают.
Николай Злобин, директор российских и азиатских программ, Центр оборонной информации, Вашингтон
Начало имплементации "Дорожной карты" воспринимаю с осторожным оптимизмом. Оптимизм отчасти базируется на том, что для президента Буша сейчас очень важен пример успешного воздействия на международные дела. Причем успех, достигнутый не с помощью военной силы, а посредством дипломатических и политических усилий. Ведь в Афганистане и Ираке дела сейчас идут не очень хорошо. Военная часть операции там прошла успешно, а невоенная пробуксовывает. К тому же нагнетается ситуация вокруг Ирана и Северной Кореи. Так что на этом фоне успех на Ближнем Востоке Бушу нужен как никогда. Отсюда - беспрецедентный уровень вовлеченности Белого дома в этот процесс. Буш ставит на это очень много. Но есть еще один момент. Америка должна для себя решить, в какой степени она пойдет на экономические жертвы, чтобы помочь создать палестинскую экономику. Ибо без этого невозможно создание палестинского государства. Но на этом пути нужно преодолеть очень жесткое противодействие со стороны произраильского лобби в США. А учитывая, что наступает предвыборный год, для Буша это ситуация вдвойне непростая. Ведь поддержка этого лобби ему очень нужна.