В отличие от прошлого года, когда впереди маячили выборы с возможной утратой власти, депутаты социал-демократической фракции в бундестаге смогли отменно расслабиться на традиционном "придворном празднике" с сосисками и пивом, устраиваемом перед летними каникулами. Как минимум до осени можно жить спокойно. На сей раз не они, а оппозиция прижата к стенке реформаторским напором канцлера Герхарда Шредера. Дело в том, что федеральное правительство предложило стране очередную инъекцию надежд на преодоление экономического застоя и массовой безработицы.
Принятые на этот счет решения прежде всего предусматривают ускорение налоговой реформы. С будущего года минимальная ставка подоходного сбора снижается с 19,9 до 15%, а максимальная с 28,5 до 42%. В итоге в карманах бундесбюргеров и на счетах предпринимателей останется на 25 млрд. евро больше. В том числе 10 млрд. у малого и среднего бизнеса. По теоретическим канонам это сулит рост инвестиций и покупательной способности, а в итоге - "самовытаскивание" экономики из нынешнего "нулевого топтания" на месте. В этой связи кабинет прогнозирует ее рост в предстоящем году на 2%, а экономисты мощнейшего Дойче банка щедро добавляют к ним еще 0,2.
Но, как обычно, добрые намерения не обходятся без проблем. Снижение фискального бремени образует не менее обременительные "дыры" (тоже примерно 25 млрд. объема) в финансах федерального, земельного и коммунального уровней. Министр финансов ФРГ Ганс Айхель рассчитывает получить кое-что от приватизации федеральной собственности, например, акций концерна "Телеком". Но ему в любом случае придется отягощать бюджет 2004 года дополнительными долгами, чтобы покрыть дефицит, рискованно приближающийся к максимально допустимым 3% ВВП. Это уже беспокоит Брюссель. В Берлин поспешил ведающий валютными делами член Комиссии ЕС Педро Сольбес, чтобы выяснить, как Германия собирается не выходить за рамки предписаний "пакта стабильности".
Федеральным землям и муниципалитетам придется еще труднее. Реформой делается расчет на то, что им поможет предусматриваемая отмена многих субсидий и привилегий, затрагивающая не только широкие слои населения, но и, например, города. Однако это вопреки оптимистическим надеждам может как раз негативно отразиться на экономической активности. Некоторые земельные правительства, в том числе возглавляемые социал-демократами, предупреждают, что будут не в состоянии восполнить финансовый ущерб, ожидаемый в связи с решениями федерального правительства.
Критическую позицию "по долгу службы" заняли христианские демократы. Их лидер Ангела Меркель отвергла налоговую реформу, аргументируя тем, что она будет сопровождаться увеличением долгового бремени федерации. Преобладая в бундесрате, оппозиция пригрозила было провалить планы правительства в этом представительстве земель. Однако "сильный ход Шредера" застал противостоящий ему политический лагерь врасплох. ХДС/ХСС дотоле преподносили себя в качестве наиболее последовательных борцов за снижение налогов. Теперь оппозиция оказалась как бы в ловушке. При всех оговорках уже ряд земельных премьер-министров ХДС поддержали суть решений в налоговой сфере. А свободные демократы, тоже находящиеся в оппозиции "красно-зеленому" кабинету, заявили, что не допустят, чтобы объявленные меры были заблокированы в бундесрате.
Понятно, что дальнейших баталий вокруг планов правительства не избежать. Предлагаемая налоговая реформа действительно не лишена риска. С одной стороны, она "дает", а с другой - "берет". И уже в силу этого нет гарантий, что ожидания подъема конъюнктуры и смягчения безработицы оправдаются. Но полугодовой внутриполитический сезон коалиция завершает вполне уверенно. Канцлер Шредер заявил о крупнейшем налоговом облегчении за все послевоенное время, которое должно подтолкнуть конъюнктуру и послужить "для людей в нашей стране сигналом к продвижению вперед" в соответствии с программой реформ, рассчитанной до 2010 года.
А пока немцы знакомятся с рядом законодательных изменений, вступивших силу с 1 июля. Чуть-чуть повышаются пенсии, которые в следующем году, по всей вероятности, будут заморожены. Безработные, не зарегистрировавшиеся в течение недели на бирже труда, не получат пособия за один месяц. Алиментщикам придется платить на 6% больше. Но зато военнообязанным старше 23 лет, а также женатым призыв отныне уже не грозит. Такие новости - кому плохие, кому хорошие.