Под защитой превосходства США уж года три колышутся протестные волны.
Во-первых, "альтернативный глобализм", который клянет глобализацию, негодует, хулиганит и┘ между прочим, беспрестанно пускается в дорогие международные туры. Вроде бы левое и, казалось бы, непримиримое движение. Но отчего оно так материально обеспечено?
Во-вторых, углубившийся идеологический конфликт - между миром религии и миром разума, между рационалистическим, все познающим и анализирующим, разумом (как он понимается в западной культуре) и "не умствующим", действующим по импульсу веры и интуиции и первичным инстинктам убеждением. Разум кончается там, где начинается вера.
Так называемое этнорелигиозное возрождение, множество крайних проявлений которого мы видим в разных странах мира - глобальный мегатренд. Но говорим мы почему-то только об исламском фундаментализме. Видимо, по двоякой причине: в него в последние 20 лет больше всего вкладывалось денег (нефть!) и к тому же он духовно подпитывает терроризм. А ведь что-то подобное может произойти и с другими религиями. К примеру, нетрудно вообразить, во что выльется возрождение - на наркоденьги - католицизма, скажем, в известной всем стране по имени Колумбия...
В-третьих, разрыв между бедными и богатыми странами не уменьшается и, как видно, уменьшаться не будет. Но дело не в разрыве, а в том, что за последние десятилетия массовые миграции населения стихийно стали главным инструментом разрешения проблемы разрыва в доходах. Более бедные или просто нищие люди встали и пошли в более богатый и просто богатый мир. Чернокожие люди - в Париж, Рим и Гамбург. Русские и латиноамериканцы - в Америку, китайцы - в Россию и т.д. Во многих странах новые пришельцы не стали растворяться. Они, как говорят биологи, цистировались, замкнулись в оболочки, своего рода маленькие "крепости", чтобы изнутри защищать свои идентичность и права в странах пребывания. Эти крепости, конечно, стали цитаделями протестности - их в западном мире полно. Впечатляюще, между прочим, как французские иранцы протестовали по поводу запрета иранских террористических "кружков" во Франции. Вот тебе и борьба за демократические права.
В-четвертых, появление трех взаимосвязанных и непрозрачных транснациональных сетей - наркопроизводящей, которая порождает колоссальные "черные деньги"; банковской, которая эти деньги "моет", накапливает, преумножает и перебрасывает в любую точку мира за считанные секунды; и террористической, которая этими деньгами может пользоваться.
Основной противник сетевого монстра о трех головах - государство. Государство в принципе, затем самое сильное государство - США и наконец "мировое государство". Транснациональные сети - против мирового государства, а оно - против них. Цивилизация транснациональностей против цивилизации государств. И та и другая претендуют на право говорить от имени человечества. Вот оно - главное противоречие современного мира. Государство (национальное или "мировое") пытается - пока очень плохо - бороться с транснациональными сетями, а те успешно сопротивляются.
Прорисовываются некоторые черты "анатомии" нового противника. Наркобизнес дает деньги. Это "кровотворный" орган. Он "кормит" банки - желудок. Деньги бегают по каналам финансовых сетей - кровеносная система. Ее надо защищать от вмешательства государства, которое понимает, что, потеряв власть над финансами, потеряет все. Террористы - инструмент защиты сетей и средство заявить о своей силе, но только инструмент нелегальный. Легального средства самообороны у транснациональных сетей пока нет.
Но им могут стать, если не вполне еще стали, "альтерглобалисты". Современный альтерглобализм - тоже транснациональная сетевая структура. У нее такая же природа, как у первых трех. В их триединство он еще не включен, хотя она его стремится интегрировать. Потому что именно он может стать недостающим, "легальным", инструментом отставания интересов транснационального монстра перед государствами. Альтерглобализм уже вступил в формальный диалог с цивилизацией государств. Все остальные сети пока еще прячутся, но канал диалога между цивилизацией сетей и цивилизацией государств уже установлен. Выходит, не случайно транснациональный капитал вкладывает деньги в альтерглобалистов.
Итак, раньше протестных волн никто не пугался: волны стучали в устои американского лидерства порознь. "Девятый вал" из недовольства не складывался. Сегодня, похоже, начал складываться. А значит, мир вступает в эпоху транснациональной цивилизации.
Но если так, то это начало заката цивилизации государств. А вместе с ним и начало постамериканской эпохи.