Высший совет итальянской магистратуры, назначающий судей и рассматривающий вопросы, связанные с их компетенцией, обвинил председателя Совета министров страны Сильвио Берлускони в политизации судебной системы. К моменту опубликования вчера утром резолюции магистратуры сам Берлускони уже второй день как участвовал в саммите ЕС в Салониках. Там ему пришлось держать оборону от неудобных вопросов журналистов, касающихся вновь принятого итальянского закона об иммунитете от судебного преследования. В детали Берлускони не вдавался, ограничиваясь ремарками типа "значимость Италии на международной арене важнее внутриполитических перипетий" и что, мол, "есть люди, которые это понимают".
Впрочем, видимо, далеко не все. "Закон Макканико" (по имени депутата и бывшего министра Антонио Макканико) был внесен на рассмотрение парламента Италии осенью прошлого года. Так что скорости, с которой он прошел все слушания и был принят, могли бы позавидовать парламенты большинства европейских стран. Причем последнее голосование, проходившее в минувшую среду в нижней палате, завершилось полным триумфом правящего блока "Дом свободы". Из 630 депутатов в процедуре приняли участие чуть более половины (левые и "зеленые" демонстративно покинули зал с началом голосования). В итоге только 17 депутатов проголосовали "против", к тому же один из них оказался представителем правящего блока, нажавшим по случайности не ту кнопку.
Суть закона сводится к предоставлению иммунитета от судебного преследования пятерым высшим лицам государства (президенту, премьеру, председателям обеих палат и главе Конституционного суда) на время нахождения их на своих постах. Однако соль дискуссии вокруг него кроется вовсе не в самом факте предоставления иммунитета, а в том, кому и зачем иммунитет нужен. Нужен, как говорится, здесь и сейчас. Лидер главной оппозиционной силы - Левых демократов - Пьеро Фассино прямо заявил, что "все это сделано не для того, чтобы защитить пятерых высших лиц государства, а чтобы защитить обвиняемого - Берлускони".
Теоретически у противников остается шанс на то, что президент не подпишет закон и тогда его снова будут обсуждать в парламенте. Кроме того, его может признать противоречащим Основному закону страны Конституционный суд или как крайний вариант может быть инициирован референдум, если будут собраны полмиллиона подписей либо исполнительные органы 5 областей страны выступят за его проведение.
Напомним, что сейчас премьер Италии проходит в материалах следствия сразу по двум делам - о приватизации пищевой компании СМЭ в 1985 году и о телевизионных сделках холдинга "Медиасет" в середине 1990-х. В связи с тем, что председательство в Евросоюзе с 1 июля переходит к Италии, у многих возникает вопрос: "подследственный" статус главы страны, представляющей целую Европу, - это как, не перебор ли даже для Италии, привыкшей к коррупционным скандалам?
Впрочем, у правящего блока "Дом свободы" иное мнение. Его представители заявляют, что стране давно пора вернуть политическую стабильность, нарушенную еще в начале 1990-х с развертыванием операции "Чистые руки" против коррупции в политической элите. Тогда отмена неприкосновенности для высших должностных лиц привела к серии громких процессов с участием высокопоставленных лиц. С тех пор ни одно правительство так и не смогло избежать обвинений в подкупе, даче взяток и даже более серьезных грехах. Достаточно вспомнить о том, что в ноябре прошлого года приговорили к 24 годам тюрьмы экс-премьера Италии Джулио Андреотти за причастность к убийству журналиста Мино Пекорелли в 1979 году.
Важнейшим аргументом сторонников принятия закона о "должностном иммунитете" стала необходимость придания "хорошего имиджа" стране на время ее председательства в Европейском союзе. Но ведь всем очевидно, что пребывание на посту председательствующего в ЕС временно освобожденного от судебного преследования премьера (ведь приостановлено не следствие, а только судопроизводство) бросает тень не только на Италию, но и на всю Европу. И скорее всего удачливому политику-миллиардеру Сильвио Берлускони еще не раз напомнят об этом. Даже после первого июля.