Ситуация на Корейском полуострове остается в фокусе повышенного внимания мировых игроков. Вчера эта тема обсуждалась на форуме АСЕАН в Пномпене, а ранее - в разных комбинациях в Санкт-Петербурге и Эвиане.
Позиции России и США близки - это показала, в частности, беседа в Санкт-Петербурге Владимира Путина и Джорджа Буша. Подтвержден обоюдный настрой на сотрудничество на основе неприятия ядерной Северной Кореи, а также понимание того, что решение проблемы должно быть мирным. В свою очередь, лидер КНР Ху Цзиньтао передал президенту США согласие КНДР на участие в многосторонних переговорах при условии обязательной организации трека двусторонних официальных встреч. Буш пока согласен лишь на "многосторонку".
Россию, однако, на эти переговоры не зовут - речь идет о пятисторонней встрече, в которой к начавшим в Пекине в апреле переговоры КНДР, США и КНР добавились бы Япония и Южная Корея. Между тем Москва, со своей стороны, заявила о готовности не только участвовать в "многосторонке", но даже и стать хозяином этой встречи (что, похоже, предпочтительней для Пхеньяна). Москва убеждена в том, что без ее участия с северокорейцами ни о чем путном договориться не удастся, как это уже не раз бывало раньше.
Дело в том, что именно Россия, не имеющая эгоистических интересов на Корейском полуострове и обладающая сегодня уникальным политическим капиталом в глазах северокорейцев благодаря доверительным отношениям Путина с Ким Чен Иром, может выступить в качестве беспристрастного арбитра и обеспечит справедливое - а значит, долгосрочное - решение. Попытки исключить Москву неразумны и недальновидны прежде всего с точки зрения долгосрочных интересов самих американцев. Не говоря уже об остальных участниках корейского урегулирования. Это очевидно хотя бы потому, что одним из следствий диссонанса в действиях ведущих держав станет расширение свободы маневра для северокорейцев, чего как раз опасаются США.
В Вашингтоне пока что хотят сочетать диалог и давление на Пхеньян (с публичным предпочтением в пользу второго) и, возможно, считают, что коль скоро Москва не хочет участвовать в "едином фронте" нажима на Пхеньян, то лучше ее от этого дела отодвинуть. Окончательного рецепта, что делать с КНДР, однако, пока не выработано. Похоже, что в настоящее время в Вашингтоне сторонники силового решения северокорейской ядерной проблемы практически уравновесили свои позиции с теми, кто привержен идее переговоров. То есть при вполне артикулированном стремлении политического руководства США вести дело если не к военному решению, то к блокаде и удушению Северной Кореи, на практике это может реализоваться не более чем в усиление психологического давления.
По всей видимости, игра в доброго и злого следователя, каковыми в отношении Северной Кореи выступают различные силы в администрации США, в ближайшее время продолжится. Однако остается открытым ключевой вопрос: какой же рецепт - "смять" КНДР или замириться с нею - пропишет в итоге Белый дом?
Японцы и южнокорейцы под давлением Вашингтона склоняются к все большей жесткости в отношении Пхеньяна, стараясь не задумываться о том, что это может привести к "горячему" конфликту. Они, похоже, дают себя убедить американским ястребам, что в конечном итоге пхеньянский режим благополучно развалится сам. Тем важнее роль более прагматично оценивающих ситуацию России и Китая. Россия сейчас борется отнюдь не за место за столом переговоров в попытке подтвердить великодержавный статус. Речь идет о том, чтобы эти переговоры были нацелены на реальный пакетный компромисс, а не служили "дипломатическим прикрытием" подготовки к смене режима и развалу северокорейской государственности, о чем в последнее время все чаще стали открыто говорить в Вашингтоне. Трезво оценивающая ситуацию Москва убеждена в том, что реализация подобных целей достижима только в случае военной акции против КНДР со всеми вытекающими из этого роковыми для Корейского полуострова, весьма опасными и непредсказуемыми - прежде всего для соседних государств - последствиями. Вряд ли кто бы то ни было может утверждать, что этот вопрос России не касается.