Обсуждение проекта общеевропейской Конституции грозит обернуться нешуточным скандалом и сорвать все сроки работы над документом. Председатель Еврокомиссии Романо Проди и глава Конвента Валери Жискар д'Эстен вступили в заочную перепалку, вновь заставив усомниться в эффективности существующих европейских институтов. Между тем уже 20-21 июня проект должен быть представлен на саммите ЕС в Греции.
В течение почти полутора лет 105 человек, выбранных из числа депутатов Европарламента, европейских министров и представителей Еврокомиссии, во главе с экс-президентом Франции Валери Жискар д'Эстеном занимались разработкой Конституции. Документ готовился таким образом, чтобы были учтены новые реалии, возникающие в связи с завершением процесса вхождения в ЕС в мае 2004 года 10 новых стран. Кроме того, появление Конституции ознаменует переход Евросоюза на новую ступень развития, предусматривающую реформирование существующих и создание новых наднациональных институтов "общеевропейской власти".
Однако сроки, вполне вероятно, будут пересмотрены. Уже с самого начала работы Конвента в ноябре 2001 года некоторые пункты вызывали глухое раздражение в странах - членах ЕС. Прежде всего речь идет о форме будущего устройства союза. Великобритания и одно время Франция наотрез отказывались обсуждать документ в целом, заявляя, что не согласны уже с самим выведенным в преамбуле понятием "федеративный". Более того, Брюссель был обвинен в попытке навязать "тиранию" посредством "императора" Жискар д'Эстена.
В конце концов мнение Лондона и Парижа было учтено: формулировку поменяли с "федеративный" (а был еще и вариант "Соединенные Штаты Европы") на расплывчатую "более прочный союз". Тони Блэр может праздновать победу: он неоднократно повторял, что союзу необходимо стать "сверхдержавой, а не сверхгосударством"...
Тем не менее дискуссии далеко не исчерпаны. Ожесточенный спор развернулся вокруг предусматриваемых Конституцией выборных постов: президента и министра иностранных дел Евросоюза. Предполагаемый срок полномочий президента - 2,5 года. Функция - представительство интересов ЕС как де-факто союзного государства на международной арене. Министру иностранных дел помимо вопросов внешней политики передаются в ведение вопросы единой европейской обороны.
Таким образом, Еврокомиссия теряет часть функций. Видимо, этим можно объяснить реакцию Проди, который обрушился с критикой на проект Конституции. Тем более что в феврале он представил набор дополнений к документу, получивших романтическое название "Пенелопа". "Текст проекта, представленный президиумом Конвента, вызывает разочарование", - заявил в конце мая Проди. Он упрекнул разработчиков в недостатке понимания вопроса и нехватке амбиций, резюмировав, что, по его мнению, Конституция в нынешнем виде является шагом назад. Председатель Еврокомиссии настаивает на "более прочном" будущем союза, что скорее всего будет воспринято в штыки в ряде стран, учитывая предыдущие разногласия.
Жискар д'Эстен в ответ посоветовал Проди разобраться с подотчетной ему структурой - Еврокомиссией, намекнув, что тот на своем посту мало что делает. Во вчерашнем интервью "Евроньюс" председатель Еврокомиссии заметил, что за несколько лет, что он возглавляет эту структуру, ему удалось провести существенные реформы. Одновременно Проди предостерег Жискар д'Эстена, что если мнения еврочиновников и национальных правительств будут Конвентом игнорироваться, то Конституция никогда не будет принята.