Сегодня в испанской столице состоится заседание Совета Россия-НАТО (СРН) на уровне министров иностранных дел. Многие из них, словно памятуя "с любимыми не расставайтесь", почти неделю путешествовали по Европе (Санкт-Петербург-Эвиан-Мадрид). Вчера состоялось совещание 19 членов союза и сегодня к своим коллегам присоединится Игорь Иванов.
Для "двадцатки", под вывеской которой год назад был реконструирован не оправдавший себя механизм сотрудничества РФ-НАТО, настало время подведения первых итогов. Отчасти это уже было сделано недавно на встрече с генсеком альянса Джорджем Робертсоном в Москве. Хотя деятельность СРН не слишком заметна широкой публике, считается, что ее работа отражает новое качество российско-натовских отношений. В Мадриде (правда, без госсекретаря Колина Пауэлла, сопровождающего президента Джорджа Буша в ближневосточном турне) будут рассмотрены перспективы дальнейшего сотрудничества в рамках "двадцатки". Во главе угла стоят проблемы европейской безопасности, в том числе контроль над вооружениями. Расширение НАТО меняет прежние договорные уровни вооруженных сил блока. В этой связи Россию интересует скорейшее вступление в силу адаптированного ДОВСЕ.
Министры, конечно же, не обойдут вниманием региональную проблематику: ситуацию в Афганистане и Ираке. Как известно, в августе НАТО возьмет на себя ответственность за международные силы в Афганистане, и это будет первый "выход" альянса за пределы Европы. Кроме того, альянс решил удовлетворить просьбу Варшавы о практическом содействии ее контингенту в отводимом полякам секторе в Ираке. Официально НАТО в Ираке присутствовать как бы не будет. Однако, как пишет "Зюддойче цайтунг", на совещании в Мадриде Вашингтон проводит "зондаж" относительно "большей роли НАТО" в Ираке.
Натовские министры традиционно рассмотрели внутреннюю реформу НАТО, предусматривающую модернизацию в целях мирообеспечения и борьбы с терроризмом. В частности, в Мадриде рассматривался вопрос о том, как реализуется решение о создании сил быстрого реагирования. Известно, что еще ранее Европейский союз постановил обзавестись собственными СБР. Вашингтон настороженно следит за стремлениями европейцев обрести большую самостоятельность в делах обороны и безопасности; он возражает даже против внесения в разрабатываемую Европейским конвентом Конституцию ЕС статьи о взаимопомощи в рамках сообщества. Так что подспудно даже в обстановке нового постиракского единения между союзниками этот вопрос сохраняет свою остроту.