Наверное, за всю историю Санкт-Петербурга в Северной столице не собиралось одновременно столько "флагов в гости". Из чисто российского юбилей перерос в международное событие. Свыше 40 глав государств и правительств, саммиты СНГ, РФ-ЕС, тысячный сонм представителей мировых СМИ. Для России это, безусловно, престижно.
Юбилей юбилеем, но петербургская "ассамблея" собирается в сложной постиракской атмосфере. Можно биться об заклад, что хозяин Белого дома не появился бы сегодня по аналогичному праздничному поводу ни в Марселе, ни в Гамбурге. А в Санкт-Петербург пожалует. Хотя Кремль тоже считал известное поведение США ошибкой. По-видимому, Россия все еще остается самодовлеющей величиной мирового сообщества.
Тем не менее в преддверии петербургского юбилея проблема роли и места России в современном мире вновь заметно обеспокоила различные политологические центры. С одной стороны, к этому побуждают итоги иракских событий, с другой - российско-американская встреча в верхах. Она будет первой после иракской войны (и, не исключено, одной из последних перед войной иранской). И это придает ей особую щекотливость.
Внешне острота российско-американского противостояния по Ираку спала. Не в последнюю очередь благодаря нашему согласию с новой резолюцией СБ ООН, которая фактически узаконила действия антииракской коалиции. Последние создали ряд новых реалий. Москва учла их. Ибо есть вещи поважнее войны. Например, вызовы и проблемы обеспечения безопасного мира ХХI века. Ирак или Иран - лишь повод для международных расхождений по этим вопросам, обострившихся после того как администрация Буша стада отдавать предпочтение силовым решениям. Рассчитывать же на развязку узлов мировых проблем в клинче с Америкой - полный нонсенс. Уже поэтому можно не сомневаться, что праздник в Санкт-Петербурге спорами с ней испорчен не будет.
Теоретически это как бы открывает возможность "придать новое дыхание" отношениям Москвы и Вашингтона. В этой связи многие наши политологи сконцентрировали размышления на том, что именно России следует покаяться в "ошибочном поведении".
Да, Соединенные Штаты одержали военную победу. Но целесообразность этих действий не доказана. Весьма вероятно, что многие нации скорее станут сопротивляться американской претензии на руководство миром, чем сплачиваться вокруг США. На днях американская доктрина превентивной войны была подкреплена сенатским разрешением на разработку "мини-ядерного" оружия. Это способно породить лишь дополнительные опасения, что в эйфории иракской победы радикальная часть правящей американской элиты еще не раз махнет рукой на международную законность, предпочитая ей простое и ясное "право силы".
Зацикленность на Америке не позволяет порой серьезно учитывать европейский фактор. Америка возводится в ранг "нашего главного партнера на мировой арене". Нет вопроса: политическое, экономическое, антитеррористическое и всякое иное сотрудничество с Америкой жизненно важно для России. Но при этом не стоит забывать о тектонических сдвигах в международном порядке, одной из движущих сил которых является Европа. По вырабатываемой Конституции ЕС получит своего президента, своего единого министра иностранных дел. Начата работа по созданию совместных вооруженных сил. Разумеется, в военной области сообщество даже приблизительно не сравняется с Америкой. "Но безопасность Европы обретет в будущем куда меньшую зависимость от США, чем сейчас",- предрекает один из американских авторов в газете "Цайт".
Вопреки часто высказываемым мнениям Россия ничего жизненно важного не потеряла в результате своей позиции по Ираку. Минусы, конечно, есть. Это прежде всего потеря возможностей активного влияния в оккупированном Ираке. С другой стороны, с Саддамом или без него нам и так не слишком светило возвращение 8 млрд. долларов. Вообще некритическая солидарность с Америкой по опыту не приносит дивидендов. Ни в виде списания российских долгов, ни даже ликвидации такого анахронизма, как поправка Джексона-Вэника. И наоборот: неприятие войны как метода разрешения конфликтов подкрепило международный авторитет Москвы.