Ху Цзиньтао и Владимир Путин стремятся придать российско-китайскому сотрудничеству новый импульс и новые ориентиры.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Руководители России и Китая Владимир Путин и Ху Цзиньтао подписали вчера Совместную декларацию, в которой отражены позиции сторон по ключевым вопросам двусторонних отношений и международной повестки.
Особое внимание обращает на себя тот факт, что лидеры России и Китая не стали открыто осуждать Соединенные Штаты за проведение имперской политики в иракском сюжете в частности и в международных делах вообще. Применительно к Ираку Путин и Ху Цзиньтао ограничились заявлениями о необходимости возвращения иракского вопроса в русло политического урегулирования в рамках ООН. Они также назвали первоочередной задачей "урегулирование гуманитарной ситуации в Ираке и восстановление внутренней стабильности в этой стране".
Более того, судя по тексту Совместной декларации, стороны (кстати, проголосовавшие на днях в СБ ООН за американскую резолюцию, снимающую санкции с Ирака) вполне настроились на сотрудничество с американцами в Персидском заливе.
В целом же первые дни официального визита в Россию Ху Цзиньтао, как и следовало ожидать, изобиловали вежливо-ритуальными формулировками: "особое удовлетворение", "яркая страница", "дальнейший импульс".
Стороны еще до встречи многократно подчеркивали, что нынешняя поездка китайского руководителя - его первый визит за рубеж после избрания на пост председателя КНР и что контакты в эти дни будут очень плотными.
Открывая вчера официальную часть своего общения с председателем Ху Цзиньтао, Владимир Путин сказал: "Отношения между Россией и Китаем находятся на таком высоком уровне, на котором ранее никогда не находились". То же самое, по сути, не раз говорил до него Борис Ельцин...
Нынешний визит не нарушил традиции "сверки политических часов", когда, подписав очередную Совместную декларацию, стороны предоставили возможность политикам и аналитикам с лупой перед глазами пытаться транскрибировать слегка меняющиеся год из года акценты.
После вчерашнего дня - как только на кремлевском сайте появилось первое сообщение о подписании новой декларации - стало ясно, что главным акцентом в нем стало заверение о том, что стороны по-прежнему рассматривают друг друга как ключевых, важных в стратегическом плане партнеров.
Обсудив (естественно, "всесторонне и углубленно") развитие двусторонних отношений за последнее десятилетие, Путин и Ху Цзиньтао зафиксировали единое понимание того, что, "какие бы изменения ни происходили в мире, углубление отношений добрососедства, дружбы, взаимовыгодного сотрудничества, партнерства и стратегического взаимодействия между Россией и Китаем будет оставаться приоритетным стратегическим направлением внешней политики двух стран".
Иными словами (если читать документ между строк), даже если обе страны на практике и будут клониться в сторону США и Запада, они тем не менее друг друга "забывать" не намерены и продолжат извлекать максимум полезного из двусторонних связей и взаимодействия на международной арене.
Зато в документе появился принципиально новый по сравнению с предыдущими декларациями момент: стороны, прореагировав на "новую угрозу" - атипичную пневмонию, договорились активизировать связи по линии здравоохранения и медицинской науки, "используя для этого все имеющиеся механизмы взаимодействия".
Одно это - если, конечно, будет реализовано - является очень важным достижением нового российско-китайского саммита. Стороны наконец пришли к выводу, что среди угроз, с которыми они сталкиваются, числятся не только терроризм и экстремизм, но и вещи более приземленные.