Роберт Мабро, директор, Институт энергетических исследований, Оксфордский университет
Я не вижу смысла менять что-либо до создания легитимного правительства Ирака. Скорее следует сохранить контроль ООН над иракским экспортом, при этом существенно смягчив ограничения в плане импорта и предоставив свободу инвестирования в иракскую экономику.
Я убежден, что идея снятия санкций не имеет к самим санкциям никакого отношения и заключается лишь в том, кто будет контролировать нефтеэкспортные деньги. После отмены санкций деньги от продажи нефти пойдут непосредственно оккупационному режиму. И уже последний будет распоряжаться тем, на что их потратить. Означает ли это, что Ирак сможет импортировать все, что захочет? Это неясно, так как пока в Ираке нет правительства. Соответственно никто не знает, как это правительство будет распоряжаться деньгами и в какой мере оно будет следовать запрету приобретения ОМУ.
Что касается последствий отмены санкций для мировой экономики и цен на нефть, то изменения возможны лишь в долгосрочной перспективе - если произойдет значительное увеличение добычи Ираком нефти. Однако для прихода необходимых инвестиций потребуется не менее 4-6 лет. А то, что произойдет с ценами после этого, зависит и от других производителей нефти, включая Россию, от потребителей нефти, а также от общего состояния мировой экономики. В общем, говорить об исключительной роли Ирака в данной ситуации не приходится.
Кеннет М.Поллак, директор по исследованиям в области национальной безопасности, Совет по международным отношениям, Вашингтон
Очень трудно гадать, что произойдет после отмены санкций. В целом моя позиция такова. Если резолюция не будет принята, это не принесет пользы никому. И прежде всего это будет очень плохо для других членов ООН. В этом случае США, возможно, выйдут из игры и скажут: мы должны кормить иракский народ, и мы собираемся сделать для этого все необходимое. В итоге им, возможно, придется идти односторонним путем, то есть начать игнорировать режим санкций. И, возможно, их поддержат другие члены коалиции...
В этом случае вполне логично, что иракские контракты будут отдаваться тем странам, которые выступили за отмену санкций, а не тем, которые этому препятствовали. Что касается России, то я помню, как ваша пресса раньше писала о том, как болезненно сказываются санкции на Ираке, на иракских детях и т.д. Так почему, спрашивается, Россия препятствует снятию санкций сейчас?
Хорст Тельчик, руководитель ежегодной Мюнхенской международной конференции по проблемам безопасности, бывший внешнеполитический советник канцлера ФРГ Гельмута Коля, Мюнхен
После окончания войны в Ираке все международное сообщество должно быть заинтересовано в политической и экономической стабилизации этой страны. Это не может быть задачей только Америки. В ее решении необходимо участие европейцев, русских и других наций, чтобы путем стабилизации Ирака стабилизировать весь Ближний Восток. Было бы наивно полагать, что в Ираке не преследуются определенные интересы. Они есть у русских, европейцев, американцев. Но чтобы стабилизировать весь регион, речь должна идти именно о сотрудничестве.
Жак Ширак, Герхард Шредер и Александр Квасьневский, встретившись на днях во Вроцлаве, сказали, что готовы искать приемлемое решение вопроса отмены санкций вместе с США. Конечно, оно должно быть согласовано в рамках ООН. Население Ирака еще до войны испытывало немало невзгод из-за санкций. Этому надо положить конец.
Тьерри де Монбриаль, академик, директор, Французский институт международных отношений, Париж
В общем и целом снятие санкций приведет к тому, что США будут обладать относительной свободой рук по любому связанному с Ираком вопросу. После этого многое будет зависеть от того, насколько успешны американцы окажутся в деле восстановления иракской экономики и инфраструктуры.
В принципе сейчас вопрос снятия санкций вполне естественный. Но гораздо более важный вопрос заключается в том, как американцы собираются править в Ираке и справятся ли они с этим в долгосрочном плане. Не исключен вариант, что США потеряют контроль над ситуацией в стране. В Ираке может увеличиться число террористических атак. Шииты могут предпринять попытку либо занять доминирующее положение в иракском политическом истеблишменте, либо пойти на отделение от Ирака. Кроме того, в Ираке растет давление, чтобы американские и союзные войска покинули страну.