- Многие считают, что в регионе начнется насильственное насаждение демократии, этакая новая "колонизация", в роли же "колонизатора" выступают США. Ваше мнение?
- Не думаю, что американская политика выльется в ремейк "колониального опыта". Что касается разговоров о "демократизации" арабского мира, то в администрации Буша действительно есть люди, которые выступают за это. Но, на мой взгляд, их меньшинство. Более распространенным является такое понимание, что должна произойти модернизация арабского мира, которая подразумевает переход к рыночной экономике, к более современным технологиям, а уже через это к такой социально-политической модели, которая бы перестала продуцировать настроения отчаяния и разочарования и "экспортировать" их посредством терроризма в другие регионы мира...
- Как совместить демократию и свободу с задачами "реформации"? Ведь если в Ираке будет свобода волеизъявления, то на будущих выборах там вполне могут победить партии, далекие от того, что хотел бы "привить" там Вашингтон.
- Конечно, для придания правильного вектора развития в Ираке требуется создание гражданского общества, основанного на власти закона. Все это требует длительного времени... Другой вопрос, что часто задают: а возможна ли демократия в арабском мире в принципе, с учетом особенностей ислама, традиций, менталитета людей? Многие сомневаются в этом, приводя в пример, в частности, Китай, где вроде бы демократизация невозможна в силу конфуцианской идеологии и т.д. Но посмотрите, что произошло на Тайване, а также - правда, не в такой явной форме - в Сингапуре. Это ведь тоже китайское общество, но там демократия развивается...
А потом скажите: какая же есть альтернатива тому или иному варианту модернизации арабского мира? Упорное неприятие любого обновления, любых попыток интегрироваться в современный мир?
- Но мы же все реалисты: как можно за несколько лет, пока американцы будут находиться в Ираке, создать в этой никогда не знавшей демократии стране прочные основы нового общества, задать нужный вектор развития и т.д.? Не получится ли, что на практике американский "пилотный проект" в Ираке обернется ремейком авторитарного режима, наподобие того, что существует, например, в Казахстане? Будут ли США удовлетворены таким вариантом при условии, конечно, лояльности подобного режима Вашингтону?
- Примером для подражания в данном случае может служить Турция. Эта страна прошла длинный путь в направлении строительства демократического общества, при этом ситуация там принципиально не изменилась даже с приходом к власти исламской партии. То есть, если судить по турецкому опыту, нельзя сказать, что идея демократии совсем не имеет права на жизнь на Ближнем Востоке...
- Какой ущерб был нанесен российско-американским отношениям в результате иракского кризиса?
- Не думаю, что такой уж большой... Конечно, у нас много расхождений с Москвой, но ведь лучше не углублять их, а решать вопросы через двусторонний диалог. Но одна проблема имеет критическое значение. Это Иран. Мы уверены, что эта страна продвигает программу создания ядерного оружия. И мы вовсе не в восторге от того, что российские поставки ядерных технологий способствуют реализации данной программы. Конечно, какие-то подвижки в плане ограничения передач Ирану российских технологий происходят, однако я не думаю, что в США считают их достаточными. И это является важным вопросом в повестке дня как конгресса, так и администрации Буша. Не удивлюсь, если конгресс вновь займется рассмотрением вопроса о применении санкций в отношении России в связи с ее сотрудничеством с Ираном.
Смотрите, что мы имеем в случае с Северной Кореей. Она упорно шла к созданию ядерного оружия и в итоге сейчас в открытую признает, что обладает соответствующим потенциалом и намерена развивать его. В том же направлении идет и Иран... В обоих случаях, как мы уверены, эти страны, если обзаведутся ядерным оружием, могут стать источником передачи соответствующих технологий другим государствам.
- Вы все время говорите о "странах-изгоях", но ведь всем известно, что главным "генератором" теракта 11 сентября была Саудовская Аравия. Не означает ли объявленный вывод военных баз ВС США из этой страны, что Вашингтон наконец приступает к "серьезному разговору" и с этим режимом?
- Да, мы выводим оттуда базы, и это дает возможность нам обрести гораздо большую гибкость во взаимоотношениях с Эр-Риядом. Конечно, после 11 сентября Саудовская Аравия оказалась в числе наших главных озабоченностей. Несмотря на то что мы очень ценим высокий уровень отношений между нашими странами, Вашингтон после 11 сентября стал вплотную заниматься расследованием деятельности саудовских благотворительных фондов. И эта работа будет продолжаться.
- Как вы относитесь к плану Буша создать зону свободной торговли в арабском мире?
- Это шаг в верном направлении, он поднимет экономику региона на более высокий уровень, что, в свою очередь, поможет его демократизации. И я думаю, в данном процессе будут участвовать не только США, но и другие страны. Это означает, что инвестиции в Ирак пойдут не только американские. Думаю, экономическая политика администрации Буша в регионе будет достаточно транспарентной. Уверен, что в развитии нефтяной промышленности Ирака смогут участвовать и Россия, и Индия, и другие страны.
- Где гарантия, что "реформация" пройдет успешно? Что после ухода ваших войск из Ирака к власти там - кстати, через выборы - не придут аятоллы или туркменбаши?
- Что касается реформации арабского мира, то нужно быть историческим оптимистом. Ведь в середине XX века в мире было лишь с десяток демократий. Сейчас же свыше ста стран исповедуют демократию или встали на этот путь. Так или иначе, всем уже ясно, что Ирак не вернется к временам Саддама. Там, конечно, может быть какой-то вариант "мягкого авторитаризма", но уж никак не кровавая диктатура, что была раньше.