Робертсон не склонен преувеличивать разногласия между разными берегами Атлантики, а также внутри Европы.
Фото Reuters
В Москву вчера прибыл генсек НАТО Джордж Робертсон. Сегодня здесь пройдет заседание Совета Россия-НАТО на уровне послов. Подобная встреча в российской столице проводится впервые и почти через год после создания так называемой "двадцатки". Робертсон будет иметь личные контакты с российским руководством, включая президента Владимира Путина, впервые после кризиса в НАТО, вызванного проблемой оказания военной помощи Турции накануне иракской войны, и вообще впервые после иракского конфликта.
И хотя иракская проблема чуть не привела к расколу НАТО, а сама организация так и не смогла придумать для себя роль в Персидском заливе, в Брюсселе не склонны драматизировать противоречия между союзниками и преувеличивать намерения Вашингтона поменять правила игры в организации. В Брюсселе отрицают, что НАТО может отойти от принципа консенсуса, хотя, как заявил "НГ" источник в штаб-квартире альянса, после проблемы с принятием решения в Североатлантическом совете об оказании помощи Турции роль Комитета военного планирования, где не представлена Франция, будет возрастать. То есть в "особых ситуациях", как, например, турецкая, альянс будет принимать решение в обход главного политического органа НАТО - Североатлантического совета.
Сегодня многие политологи спорят о смысле существования НАТО после второй войны в Персидском заливе, предрекая скорую смерть этой организации. С ними готов полемизировать лорд Робертсон. В своей статье, опубликованной накануне визита в Москву в газете "The International Herald Tribune", генсек пишет, что события в Ираке "лишь подтвердили, что не существует замены тесному и активному сотрудничеству между Европой и Северной Америкой. Если мы хотим и в следующем столетии сохранить мир и безопасность, единственным надежным инструментом по-прежнему остается НАТО". Робертсон не считает серьезными противоречия между разными берегами Атлантики, а также внутри Европы: "В самом деле имеются определенные расхождения относительно того, как справляться с некоторыми из сегодняшних угроз. Однако я не вижу сегодня каких-либо фундаментальных разногласий по обе стороны Атлантики, равно как и между старой и новой Европой".
Сегодня в НАТО идут активные дискуссии по Ираку. Как сообщил "НГ" натовский дипломат, 19 государств спорят о том, каким образом организации следовало бы принять участие в урегулировании. Совсем недавно военное присутствие НАТО ограничивалось Балканами. В апреле альянс подключился к афганскому урегулированию, и похоже, что очень скоро его флаг будет развеваться и в Багдаде. Между тем, в Брюсселе не видят особого желания со стороны России быть вовлеченной в иракские дела.
Ирак не заявлен в официальной повестке московского заседания Россия-НАТО. Однако соответствующий вопрос может поднять любая делегация. Очевидно, что ситуация в Персидском заливе будет обязательной темой дискуссий Робертсона с Путиным, а также с главой МИДа Игорем Ивановым и министром обороны Сергеем Ивановым.
На заседании "двадцатки" будут обсуждаться прежде всего вопросы безопасности в евроатлантическом регионе, миротворческие операции на Балканах и в Афганистане, взаимодействие России и НАТО. Москва придает особое значение диалогу по вопросам борьбы с терроризмом, нераспространения ОМУ, сотрудничества в области ПРО ТВД, спасательных работ на море.
Схожая повестка и у сегодняшнего заседания "двадцатки" в Брюсселе на уровне начальников штабов. Россию на нем представляет Анатолий Квашнин. Как сообщили в военном ведомстве РФ, особое внимание будет уделено вопросам обеспечения европейской безопасности, а также согласованию плана вывода российских миротворцев с Балкан - из Косово и Боснии.