Лондон попытался вчера договориться с Москвой о координации действий в Совете Безопасности ООН в вопросе о скорейшем выведении Ирака из режима международных санкций. Судя по всему, это было главной практической задачей британского премьера Тони Блэра, посетившего Москву с молниеносным рабочим визитом. Кстати, как сообщил замглавы администрации президента РФ Сергей Приходько, инициатива проведения встречи принадлежала именно британскому премьеру. И понятно почему: буквально за считаные часы до прилета Блэра в Москву президент США вновь - он это теперь делает чуть ли не каждый день (!) - призвал коллег по СБ ООН снять экономические санкции с Ирака, с тем чтобы "иракцы могли использовать свои ресурсы для создания собственного процветания".
Очевидно, американцы спешат. Ведь вчера с их помощью заработали нефтепромыслы в Киркуке. Если санкции отменят, то программа "Нефть в обмен на продовольствие", в рамках которой России удавалось ежегодно продавать в Ирак товаров на сумму до миллиарда долларов, прикажет долго жить, а в обмен на иракскую нефть пойдут поставки совсем из других источников.
Конечно, США с кем-то чем-то поделятся, постараются "учесть" российские интересы, "простив" при этом Москву за ее строптивость и попытки фрондировать вместе с Францией и Германией. Этот-то "месседж" и постарался озвучить в ходе своей встречи с Путиным британский премьер.
Кстати, Блэр уже не первый раз и не первый год играет роль "соединительного мостика" между Белым домом и Кремлем. Его роль в этом плане опять востребована. Ибо, как заметил высокопоставленный источник в кремлевской администрации корреспонденту "НГ", степень российско-британского взаимопонимания заметно выше, чем между Москвой и Вашингтоном.
К моменту подписания этого номера в печать не было известно, удалось ли двум лидерам договориться по самому острому вопросу. Ввиду весьма высокой вероятности того, что этого не произойдет, повестка саммита была "разбавлена" обсуждением проблематики сотрудничества Россия-ЕС в свете расширения последнего, предстоящего в начале июня в Эвиане (Франция) саммита "восьмерки", подготовки скорого государственного визита президента России в Лондон.
В то время как Блэр "наводил мосты" в Москве с Путиным, два главных европейских "диссидента" Жак Ширак и Герхард Шредер встречались в Брюсселе со своими коллегами из Бельгии и Люксембурга. "Четверка", как известно, фактически сформировалась в феврале с. г., в период острого противостояния внутри НАТО по иракскому вопросу, ее активность вызывает очевидное раздражение у Вашингтона и Лондона.
Глава французского МИДа Доминик де Вильпен заявил накануне новой "сепаратной" встречи, что ее участники вовсе не собираются создавать некий "закрытый клуб", который конкурировал бы с НАТО. Напротив, сказал он, задача участников встречи - добиться усиления роли альянса таким образом, чтобы европейцы также могли нести ответственность за международную безопасность. А то, что этот процесс инициируется четырьмя странами, "вовсе не означает образования некоего рва внутри Европы", уточнил де Вильпен.
Тем самым французский министр как бы парировал высказанную в интервью "Файнэншл таймс" Тони Блэром критику в адрес Парижа, который, по мнению Лондона, продвигает концепцию многополярного мира, одним из полюсов которого в качестве противовеса США подразумевается Евросоюз. Лондон выступает против развития в рамках Евросоюза оборонной составляющей, считая, что НАТО для решения соответствующих задач, касающихся безопасности Европы, вполне достаточно.