Трехсторонние переговоры в Пекине по проблеме северокорейской ядерной программы, как и ожидалось, закончились провалом. Практическим итогом этой "запланированной" неудачи может стать усиление давления со стороны США на Пхеньян. Оно может произойти, несмотря на то, что стороны, по словам представителя МИД КНР, вроде бы договорились сохранить дипломатический канал открытым, а президент Буш, в свою очередь, пообещал - в том числе в субботнем разговоре с председателем КНР Ху Цзиньтао - продолжать усилия по мирному урегулированию проблемы.
Как считают аналитики, на сторону США в кампании по оказанию нажима на режим Ким Чен Ира могут встать Китай и Южная Корея. Сеул теперь вместе с Вашингтоном "исходит из того, что ядерное оружие у Пхеньяна есть". Заявивший об этом представитель южнокорейского правительства, сообщил, что такое понимание достигнуто по итогам визита в Сеул спецпредставителя президента США Джеймса Келли, того самого, что представлял свою страну на переговорах в Пекине.
Теперь Сеул намерен в ходе начавшихся вчера в Пхеньяне переговоров между двумя корейскими сторонами увязать нормализацию отношений между ними с "поведением" Пхеньяна в вопросе о ядерной программе. Иными словами, если Ким Чен Ир эту программу не заморозит, то экономической помощи от южан он не получит.
Толчком для формирования "коалиции желающих надавить" послужили события прошлого четверга. Представитель КНДР на переговорах заявил, что его страна занимается переработкой 8 тысяч урановых стержней на реакторе в Йонбене с целью выделения плутония и теперь размышляет над тем, проводить ли ядерные испытания или начать продавать ядерные материалы третьим странам.
Такое "признание" было расценено в Вашингтоне, да и в Пекине, как явный вызов - если не пощечина - и американской, и китайской стороне. Для Китая обретение Пхеньяном ядерного статуса - явление из разряда политических кошмаров. Огромное беспокойство такой поворот дела вызывает и у Японии - еще одного вероятного участника "коалиции желающих" надавить на Ким Чен Ира.
В администрации Буша по вопросу о Северной Корее по-прежнему нет единства. Многие считают, что Пхеньян блефует, шантажируя США в попытке выторговать для себя максимальные уступки (заключение договора о ненападении, восстановление программы КЕДО и разблокирование экономической помощи).
Однако, как уже заявил президент США Джордж Буш, попытки обрести дивиденды посредством шантажа у Северной Кореи не пройдут. Фактически в качестве предварительного условия нормализации отношений американцы выдвигают полный демонтаж ядерной программы. То есть утром стулья - вечером деньги.
Со своей стороны, в Пхеньяне всячески демонстрируют, что Буша не боятся. Северокорейская "Нодон синмун" категорически отмела возможность отказа Пхеньяна от ядерной программы до предоставления американцами Северной Корее "юридической гарантии" ненападения, а также экономической "компенсации".
В Пекине считают, что в отличие от иракской ситуации у США нет никаких моральных оснований прибегнуть к использованию военной силы в отношении Северной Кореи. В отличие от багдадского режима, рассуждают китайцы, Пхеньян не развязывал войны против соседей, не использовал против кого-либо ОМУ. Так что никакой международной поддержки военной операции на Корейском полуострове американцы не получат. К тому же, рассуждают китайские аналитики, армия КНДР гораздо сильнее иракской и обладает возможностями нанесения убийственного удара по Сеулу.
В этой ситуации остается одно - усиление консолидированного международного давления на Пхеньян. Вероятность такого развития событий весьма велика. Только вот цели у возможных участников этого "фронта" различны. В Вашингтоне явно не против добиться смены режима в Пхеньяне. В Пекине же категорически против этого (хотя бы потому, что боятся катастрофических последствий возможного внутриполитического кризиса в КНДР), и считают, что идеальным было бы, чтобы все договорились со всеми и чтобы в итоге Корейский полуостров стал свободным от ядерного оружия и желательно от американских войск.
Самый большой вопрос: чего хотят США? Как показал пример с Ираком, вопрос об обладании кем-то ОМУ - порой мифическим - отнюдь не главный для американцев. В каждом случае за поднимаемой шумихой кроется какой-то иной сюжет. Разговоры о наличии ядерной программы у КНДР служат для Вашингтона оправданием для реализации в АТР программы ПРО, которая, как полагают аналитики, нужна не столько против Пхеньяна, сколько для сдерживания Китая, и в частности защиты Тайваня от ракетного нападения со стороны материка.
В Пекине это прекрасно понимают и поэтому будут добиваться, чтобы Ким Чен Ир был менее вооружен и опасен.