Сегодня в Бонне состоится первый из четырех региональных "активов" СДПГ. Затем такие же собрания, которыми в общей сложности будут охвачены 15 тыс. функционеров, ожидаются в Нюрнберге, Гамбурге и Потсдаме. Кроме того, 30 апреля в Берлине пройдет социал-демократический конгресс по проблемам малого и среднего бизнеса. И все это будет увенчано 1 июня чрезвычайным съездом СДПГ. На форумах будет, конечно, упоминаться исполняющееся 23 мая 140-летие Социал-демократической партии Германии. Однако причиной их устройства стал отнюдь не юбилей, а внезапно обострившийся внутренний кризис в партии.
Дело в том, что программа социально-экономических мер, изложенная 14 апреля Герхардом Шредером в бундестаге, превратилась в яблоко раздора не только между канцлером и профсоюзами, но, что еще более серьезно, поссорила его с широкими кругами собственной партии. В программе, названной "Повестка дня-2010", Шредер в очередной раз обещает выход из экономических трудностей и преодоление массовой безработицы, которая к зиме, не исключено, приблизится к пятимиллионной отметке. Канцлер, являющийся одновременно председателем СДПГ, предлагает ряд радикальных шагов, чреватых сокращением социальных благ.
В частности, предусматривается уменьшение со следующего года пособий для большинства безработных на сумму в 3 млрд. евро. Миллионы людей, страхуемых больничными кассами, тревожит сокращение бесплатных медицинских услуг. А работающих - намечаемое упрощение процедуры увольнения. В то же время крупное предпринимательство получает дополнительные льготы.
Ряд положений программы смахивают на предвыборные идеи правоконсервативной оппозиции и, наоборот, "отклоняются" от обязательств социал-демократов.
Предвидя возражения левого крыла партии, авторы плана Шредера, однако, не ожидали, что сопротивление окажется столь решительным и широким. Его привела в движение небольшая группа депутатов фракции СДПГ в бундестаге. Эту "десятку" относят к "твердому ядру" левых. Критику взглядов канцлера разделяют, по некоторым данным, не менее 80 из 251 депутата этой фракции. Упомянутая группа и выступила за созыв чрезвычайного съезда для обсуждения реформ. А получив отказ руководства СДПГ, она обратилась с призывом провести впервые в истории партии опрос рядовых членов. (При поддержке 10% членского состава партии, ее федеральное правление было бы вынуждено согласно уставу удовлетворить такое требование.)
Сначала руководство СДПГ надеялось "утопить" спор с помощью региональных "активов" с участием канцлера. Но выявившиеся настроения в партии заставили пересмотреть тактику. В итоге Шредер согласился на проведение специального общепартийного форума.
Внутрипартийная ситуация усугубляется для него еще рядом обстоятельств. Растет отток из партии. В первом квартале текущего года из ее баварской организации ушли 2000 членов. А прибыли только 400 вместо 1000 в первом квартале года предыдущего. Такая же тенденция наблюдается в Гессене и Сааре. Даже в родной для канцлера Нижней Саксонии число его однопартийцев сократилось с апреля прошлого года на 3,5 тыс. человек. Недовольство курсом реформ играют в этом не последнюю роль.
Сказывается также критика со стороны известных деятелей. Ею занимается не только такой завзятый оппонент канцлера, как бывший лидер СДПГ Оскар Лафонтен. Несогласие с реформами, а заодно предложение разделить посты канцлера и председателя партии неожиданно высказал и другой ее бывший лидер - Бьорн Энгхольм. Немало неприятностей доставляют Шредеру атаки недавно еще близкого соратника - бывшего премьера Нижней Саксонии Зигиара Габриэля. Этот член правления СДПГ призвал канцлера "признать, что его политика борьбы с безработицей не была успешной". По его словам, "Шредер должен дополнить программу реформ подлинными импульсами роста и зримой социальной сбалансированностью".
Но канцлер не собирается подвергать свою программу углубленному съездовскому рассмотрению, а тем более корректировке. "Мы полны решимости осуществить "повестку дня 2010", причем в том виде, в каком я представил ее в бундестаге", - заявил Шредер. Так что для реформаторов речь пока идет только о партийной легитимации правительственного плана. На всякий случай руководство СДПГ готовит кое-какие уступки, а заодно усиливает нажим на "бунтовщиков".
Шредер предупреждает: "Каждый, кто занимается оппозицией в собственной партии, должен знать, что играет с огнем". Если исходить из прежнего опыта, то руководству партии в конечном счете удастся взять верх и получить съездовское благословение своей линии. Но не без высокой цены в виде ущерба авторитету лидера.
Будь выборы сейчас, за СДПГ проголосовало бы не более 30% избирателей. По данным опросов, 76% граждан не верят, что программа Шредера способна стимулировать экономический подъем.