Завершившийся во вторник визит министра обороны Польши Эжи Шмайдзиньского в Москву стал по ряду обстоятельств этапным. Во-первых, он состоялся сразу же после подписания Варшавой 3,5-миллиардного контракта на закупку в США истребителей F-16 (ставшего частью общего польско-американского инвестиционного соглашения на сумму 12 млрд. долл.). В Москве было подписано рамочное межправительственное соглашение о ВТС и контракт о ремонтном обслуживании вертолетов Ми-24, находящихся на вооружении ВС Польши. Тем самым Варшава дала понять, что готова наладить долгосрочное сотрудничество не только с Америкой, но и с Россией.
Во-вторых, соглашение о ВТС стало первым подобным двусторонним документом, которое России удалось подписать с какой-либо страной - членом НАТО.
Представители оборонных структур с обеих сторон, отвечая на вопросы корреспондента "НГ", не скрывали, что подписание пакетов документов между Польшей и американцами, а также Польшей и Россией было синхронизировано сознательно. Варшава тем самым показала, что намерена быть не столько "буфером" между постсоветским пространством и НАТО, сколько неким соединительным мостиком. Понятно, что претендовать на победу в тендере на закупку для польских ВВС 48 истребителей Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" не могла. Как уверены российские военные эксперты, это было с польской стороны прежде всего политическое решение, а во-вторых, решение, так сказать, "уставное": основу обновляемого самолетного парка любой страны НАТО, согласно правилам альянса, должны составлять самолеты натовского производства. Отсюда круг претендентов на победу сразу сузился до фирм трех стран - США, Франции и Швеции.
А при выборе из этих трех, объяснили нам поляки, в дело вступили не только политические, но и экономические факторы. Дело в том, что, по общему инвестиционному соглашению, из почти 9 млрд. долл., которые будут за 10 лет вложены в польскую промышленность, многое пойдет не только на развитие оборонки (налаживание в Польше производства двигателей для тех же истребителей F-16, систем радарного слежения и т.д.). Миллиарды долларов - в виде новейших технологий и ноу-хау - получат и предприятия гражданского сектора.
С вхождением Польши в НАТО ВТС между нашими странами, как ни странно, получает мощный - отвечающий интересам Москвы - импульс. Как отметил в беседе с нами военный атташе Польши в Москве бригадный генерал Станислав Возьняк, оно входит в принципиально новый этап, когда стороны начинают налаживать сотрудничество на действительно взаимовыгодной основе. Речь, в частности, идет о налаживании производства военной техники на экспорт в третьи страны. Конкретика будет уточняться, но что сейчас уже ясно - это начинающийся перевод всего ВТС с заржавелых "братских" рельс на новые, отвечающие международным, и в частности натовским, стандартам рельсы.
Центральным моментом рамочного соглашения по ВТС является охрана интеллектуальной собственности, соблюдение полной конфиденциальности (не передавать третьим странам!) по части получаемой технической документации, строгое соблюдение лицензионной документации и т.д.
Как подчеркнул генерал Возьняк, теперь наконец закончилась 10-летняя, после развала ОВД, эпоха, когда сотрудничество по части обслуживания и ремонта российской военной техники, находящейся на вооружении Польши, осуществлялось по принципу "мы вам картошку - вы нам ремонт", когда к этому делу подмазывались производители пиратских запчастей и т.д. Теперь все будет строго регламентироваться, сертифицироваться, российская сторона как правообладатель технологий и лицензий (а не какая-то иная страна) будет осуществлять ремонт и модернизацию поставленной ею в прошлом техники. Которая, кстати, как заметил генерал Возьняк, Польшу вполне устраивает и останется (особенно МиГ-29, Ми-24 и т.д.) на вооружении еще долгие годы.