Минздрав КНР вдруг нашел в Пекине сотни 'неучтенных' больных.
Фото Reuters
Китайские СМИ сообщили вчера о снятии с занимаемых постов мэра Пекина Мэн Сюенуна и главы Минздрава Чжан Вэнькана. Им выставлен следующий "диагноз": недостаточно активные меры по борьбе с распространением атипичной пневмонии (SАRS).
Одновременно власти КНР объявили о мерах, направленных на недопущение общенациональной эпидемии. Отменены первомайские недельные каникулы для всех трудящихся и учащихся. Не надеясь, что те воздержатся от поездок к родственникам в другие провинции, власти решили строго ограничить продажу билетов на транспорт. Предпринимается целый ряд мер по укреплению сети медучреждений, занимающихся борьбой с таинственным недугом. Главврачам запрещено отказывать в приеме инфицированных пациентов на основании того, что тем нечем заплатить за лечение (на это выделяют теперь дополнительные бюджетные средства). Укрепляется сотрудничество с ВОЗ и т.п.
Власти КНР наконец признали, что ситуация с атипичной пневмонией в стране отнюдь не настолько "под контролем", как это утверждалось ранее. По словам председателя КНР Ху Цзиньтао, борьба с SARS стала сейчас "важнейшей задачей, касающейся здоровья и безопасности жизни широких народных масс, а также общей ситуации в... стране". Ху поручил китайским ученым в кратчайшие сроки найти возбудителя болезни и средства борьбы с ней.
В прошедшее воскресенье на срочно созванной пресс-конференции и.о. замминистра здравоохранения Гао Цян сообщил цифры, которые повергли в шок даже иностранных экспертов. Оказывается, к концу прошлой недели в Пекине зарегистрировано 346 случаев заболевания, еще 402 человека помещены в больницы с подозрением на вирус, скончались же 18 человек. Днем ранее считалось, что в китайской столице вирусом поражены лишь 37 человек, а умерли четверо. Почти в полтора раза (до более 1800 человек) увеличилась общенациональная статистика заболеваемости SARS.
Лондонская "Таймс" сравнивает сложившуюся политическую ситуацию в КНР с тем, что произошло в СССР после аварии на Чернобыльской АЭС: сначала полное замалчивание, затем неполная информация, а затем - страна начинает вдруг узнавать истинные масштабы кризиса.
Как обычно, нашли козлов отпущения. Однако всем ясно, что они тут ни при чем. Существующая в Китае система обеспечения служебной информацией высшего руководства страны исключает вероятность того, что оно не знало о появлении - еще в ноябре прошлого года! - загадочной болезни, а также о ее истинных масштабах к марту этого года. Если статистика по военным госпиталям не достигла китайского Минздрава, значит, не все ладно в армии. Значит, возникают вопросы к ушедшему "на вторую линию" Цзян Цзэминю, который сохраняет второй по влиянию в стране пост председателя Центрального военного совета КНР, которому подчиняется вся система китайской военной медицины.
Но кто ж сегодня спросит со "священной коровы" Цзян Цзэминя, чье влияние все еще велико и чья теория "трех представительств" преподносится в качестве руководящей для КПК и страны в целом...
В ситуации, когда никто не может и не собирается признать, что дело - в существующей политической системе, официальная версия появления "новых цифр" состоит в том, что Минздрав КНР "не был адекватно подготовлен" к внезапно возникшей проблеме, а задержка с появлением полных данных, мол, возникла в результате "некомпетентности, а не стремления обмануть".
По мнению наблюдателей, если бы не начали умирать иностранцы, если бы не оказались под угрозой экономические интересы страны и Гонконга, реноме КНР и ее лидеров в мире, Пекин вряд ли пошел бы на такую "открытость".