Сегодня Владимир Путин принимает в Кремле президента Индонезии г-жу Мегавати Сукарнопутри. Повестка дня переговоров весьма обширная - от разработки программы совместных действий по борьбе с международным терроризмом до общих проектов в сфере высоких технологий включая космические исследования.
Для Мегавати Москва - последняя из мировых столиц, которую она успела посетить за два года своего правления. Ее визит в Россию уже дважды откладывался - в частности, из-за терактов 11 сентября 2001 года в США. Последний раз президент Индонезии (тогда им был генерал Мохамед Сухарто) приезжал в Москву в сентябре 1989 года. В 1998 году Джакарту собрался было посетить Борис Ельцин, однако все было отменено из-за начинавшейся в Индонезии революции, приведшей в конечном счете к свержению Сухарто. Впрочем, как гласит излюбленная индонезийская поговорка, ламбат-ламбат асал селамат, что означает: тише едешь - дальше будешь.
Экономический кризис и революционные потрясения в Индонезии, казалось бы, давно позади. Однако обострение международной обстановки, и в частности война в Ираке, по мнению руководства в Джакарте, может ударить по индонезийской экономике. Не случайно президент Мегавати резко осудила действия США и их союзников в Ираке. Теперь Индонезия предпринимает срочные меры по привлечению дополнительных инвестиций и увеличению экспорта. В этой связи определенные надежды возлагаются и на сотрудничество с Россией.
В Джакарте, например, давно уже говорят о необходимости начать прямые поставки индонезийского текстиля в Москву. Пока же этим занимаются по большей части российские или вьетнамские челноки. Соответственно бюджеты обеих стран несут немалые потери.
Как рассказали корреспонденту "НГ" индонезийские дипломаты, тема военно-технического сотрудничества двух стран также займет одно из приоритетных мест на переговорах президентов Путина и Мегавати. Индонезия еще в 1997-1998 годах хотела приобрести у России крупные партии военных самолетов и вертолетов (речь шла соответственно о Су-30 и Ми-17) и несколько десятков бронетранспортеров. Стоимость контракта могла бы превысить 1 млрд. долл. Однако политические и экономические потрясения в Индонезии, а также оружейное эмбарго, наложенное США в связи с конфликтом в Восточном Тиморе, сопровождавшееся усиленным американским давлением на Москву, привели к тому, что контракты по военно-техническому сотрудничеству так и не были подписаны. Между тем индонезийцы надеются, что с Россией им удастся хотя бы частично восстановить былой уровень ВТС. Ожидается подписание соответствующего меморандума о намерениях, после чего речь уже пойдет о межправительственном соглашении.
Кроме того, Мегавати и Путин намерены обсудить возможности сотрудничества двух стран в аэрокосмической сфере. Индонезийцы планируют построить собственный космодром на острове Биак (восточная часть Индонезийского архипелага). Как сообщил "НГ" источник в МИД РФ, с российской стороны в этом деле, по-видимому, будут участвовать компании, отпочковавшиеся от "Росавиакосмоса", например корпорация "Воздушный старт", занимающаяся производством самолетов для запуска легких ракет и коммуникационных спутников. Правда, условием этого сотрудничества должно стать присоединение Индонезии к международному режиму нераспространения ракетного оружия и ракетных технологий.