Новый этап ближневосточной трагедии - повод для важнейших промежуточных итогов. Первый - США впервые с нефтешока 1973 года получили шанс превратить свое влияние на мировом рынке нефти в тотальный контроль. Это последовательный курс Буша на "усмирение глобализации". До начала 2000-х годов глобализация шла в русле американских интересов, потом - как показали события сентября 2001-го - она попыталась вырваться из предначертанного русла. Теперь Вашингтон поэтапно загоняет ее обратно. Начали с нефти - дальше международные финансы? Вот когда в самом деле может начаться всемирная экономическая война!
Итог второй: Америка стала еще более трудным, несговорчивым и капризным партнером. Упоение победой - страшный советчик. Ждать авантюр от Вашингтона можно в любой момент, как нужно ждать замедления темпов российско-американского сотрудничества и возникновения внутри него твердого ядра взаимно непримиримых подходов. В тамбовской речи в апреле 2003 года устами президента Путина российское руководство впервые бескомпромиссно заявило о неприятии концепции устаревания государственного суверенитета. Россия выступила за принцип невмешательства во внутренние дела иностранных государств. США с середины 90-х годов последовательно ведут дело к его делегитимизации.
Третий итог - "трагедия ООН". Она - жертва иракской войны почти в такой же мере, как иракский народ. И, как и иракский народ, ее надо срочно спасать - например, от ожидаемых попыток США "спасти" ООН таким образом, что она уже вообще не будет годиться ни на что другое, кроме как на роль советского партсобрания в духе "одобрямс".
Война в Ираке окончательно спустила курок ядерного распространения - итог четвертый, самый грустный. Почти смешная картинка: за две недели у меня было три беседы с иностранными дипломатами в Москве. Все спрашивали об одном: как думаешь, есть у Северной Кореи атомная бомба или нет? Я отвечал одинаково: будь я на месте Ким Чен Ира и не будь у меня атомной бомбы, то, глядя на события в Ираке, я бы приказал ее делать. Беседы, конечно, были неофициальными, и я немного провоцировал. Но показательно, что двое из трех мне ответили: "Я бы тоже". Если бы США в самом деле полагали, что в Ираке есть оружие массового поражения, никакой войны бы не было. Но Ирак 10 лет разоружали, а только потом захватили. Трудно было этого не заметить.
Если сложить второй итог с четвертым, то настроение испортится окончательно, потому что шансы переключения американских амбиций по части "наведения нового порядка" на Северную Корею очень велики. И неясно, где отыскать силу, которая смогла бы разъяснить администрации Буша разницу между Ираком и Северной Кореей - не в смысле теоретических тонкостей моделей тоталитарных устройств, а с точки зрения интересов безопасности России, Китая, Японии и Южной Кореи.
Это ведь только в Вашингтоне КНДР может казаться просто "дальневосточным Ираком". Из Москвы, Пекина, Токио и Сеула - совершенно иначе. Россия в известном смысле сочувствовала Ираку, не считая войну против его режима необходимым и адекватным средством решения тех задач, на решение которых формально претендовала американо-британская коалиция. Но война в Ираке не представляла собой прямой угрозы для безопасности России. Потому и позиция российской дипломатии была довольно осторожной.
Представим себе на минуту кошмар американской "профилактической акции" в Северной Корее. Немного ковровых бомбардировок и череда взрывов ядерных реакторов - сначала того, что есть в КНДР, а потом тех, что имеются в Южной Корее и по которым в первую очередь ударят северокорейские ракеты. Небольшая такая серия "корейских Чернобылей"! Американцы, сидя у себя за океаном, будут картинно негодовать и произносить мерзко красивые слова, а радиоактивные облака понесутся, куда дунет ветер. И ближе всего им будет лететь к нам, в Китай и Японию. Добавьте к этому толпы беженцев, которые тоже побегут, куда глаза глядят, в том числе через границу КНДР с Россией и Китаем.
В общем, никак не получается демократического эксперимента во славу переизбрания Буша. Но очень сильно смахивает на региональную войну с перспективой вовлечения нескольких великих держав. Потому что в отличие от войны в Ираке попытка США напасть на Северную Корею будет представлять собой прямую угрозу национальной безопасности России, а также Китая, Южной Кореи и Японии. Складывается полукомичная-полутрагичная ситуация: при полном неприятии северокорейской диктатуры четыре эти страны объективно заинтересованы в создании неформального союза в защиту КНДР. Вернее, коалиции ради предупреждения очередной внешнеполитической авантюры республиканской администрации, вероятность которой может увеличиться.