Российские миротворцы прощаются с Балканами.
Фото Марины Марченко
Опубликованная 22 января 2003 года в "Независимой газете" статья о предстоящем выводе российского воинского контингента с Балкан под названием "Русские солдаты уезжают из Югославии" вызвала весьма болезненную реакцию в Минобороны России. Представители военного ведомства принялись дружно опровергать "НГ", в частности, заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками генерал Валерий Евневич назвал информацию газеты "не соответствующей действительности". События завершившейся недели показали, что январское сообщение "НГ" соответствует реальному положению дел.
В основе предстоящего в ближайшие два месяца вывода российских войск с Балкан лежат, согласно объяснению начальника Генштаба Анатолия Квашнина, чисто экономические соображения. Сумма, затрачиваемая на ежегодное содержание войск, составляет около 25 млн. долл. Руководство Генштаба планирует пустить сэкономленные средства, как выразился Квашнин, "на внутренние наши нужды, в том числе на строительство и развитие Вооруженных сил, на боевую подготовку и на другие мероприятия". Звучит пафосно, однако что на практике для Российской армии означает такая сумма? На эти деньги Минобороны может закупить всего лишь один истребитель. Говорить о том, что эти скромные средства помогут существенно улучшить содержание российских Вооруженных сил, было бы не вполне корректным. В итоге скорее всего и истребитель не будет закуплен, и сэкономленных денег в армии никто не увидит.
Смысл происходящего, разумеется, не в рачительном отношении Минобороны к расходованию бюджетных средств. Все дело в том, что в сложившейся военно-политической обстановке на территории бывшей Югославии никакого резона в пребывании российских солдат нет. Они никак не могут влиять на происходящие там процессы. Иными словами, решение Кремля об участии в миротворческих операциях в бывшей Югославии оказалось военно-политической ошибкой.
В свое время при обсуждении вопроса о вводе российского воинского контингента в Косово было преломлено немало копий, причем геостратегический анализ и прогноз очевидно уступили место амбициям и эмоциям. Более того, когда российское участие в миротворческой акции оказалось под вопросом, в ночь с 11 на 12 июня 1999 года 200 российских десантников предприняли молниеносный марш-бросок из Боснии в Косово и закрепились в районе аэродрома Слатина под Приштиной. Трезвомыслящие аналитики и тогда считали затею Квашнина (а именно этот военачальник числится в авторах этого замысла) опаснейшей авантюрой. По мнению экспертов, кроме роста акций начальника Генштаба в глазах первого президента России Бориса Ельцина, марш-бросок российских десантников ничего иного не дал. Стратегическая бесплодность этой, по существу, хулиганской выходки сегодня окончательно стала очевидной.
В очередной раз действия российского политического руководства основывались на неверной оценке развития военно-политической ситуации на территории бывшей Югославии и вокруг нее. Разумеется, у этого прогноза есть авторы, которые в последнее время, подмечают эксперты, ошибаются существенно чаще обычного. Примеров можно привести более чем достаточно. И если политическое решение основывается на подобных анализах, то в итоге никакого другого результата, чем последующий бесславный вывод российского воинского контингента с Балкан, быть не могло в принципе.
Источник "НГ" в Минобороны предположил, что Москва выводит своих солдат с Балканского полуострова, чтобы сконцентрироваться на решении проблем в Ираке. Не исключено, что российские воинские контингенты из Косово и Боснии будут переброшены в регион Ближнего и Среднего Востока, где примут участие под эгидой ООН в международных гуманитарных акциях.
Председатель парламента Сербии и Черногории Драголюб Мичунович так прокомментировал для "НГ" известие о выводе российских войск с Балкан: "Мы всегда рассматривали присутствие российских войск в Косово и Боснии как фактор, обеспечивающий некий баланс сил. Кроме того, учитывая, что Россия - дружественная нам страна, мы воспринимали присутствие ее миротворцев и как психологическую защиту для сербов, положение которых незавидное. Не хотелось бы, чтобы своим решением Россия показала, что более не имеет интересов на Балканах и что ее не волнует судьба Косово и Боснии. Что касается Косово, то, по нашему мнению, международное сообщество не имеет четкого представления об окончательном статусе края. Будет ли это многоэтническое сообщество внутри нашего государства или международное сообщество решит сделать что-то другое? Данный вопрос мы будем решать совместно с албанцами и международным сообществом".