9 апреля начинается официальный визит министра обороны Сергея Иванова в Южную Корею и Японию. А 13 апреля его самолет сделает разворот над Тихим океаном и вернется в Москву вместо того, чтобы взять курс на Вашингтон, где согласно первоначальному плану глава российского военного ведомства должен был встречаться на протяжении трех дней с шефом Пентагона Рамсфелдом и другими руководителями США. Этот визит имел бы чрезвычайно важное значение с учетом массы российско-американских противоречий, порожденных антииракской войной.
В Министерстве обороны РФ объясняют, что поездка Сергея Иванова в США оговаривалась по "горячей линии" между двумя министрами обороны задолго до начала военной операции в Ираке. Официально вояж в Америку якобы и не планировался, а потому не стоит делать политических выводов из его отмены.
Однако эти выводы напрашиваются сами собой. Во-первых, сообщение об отмене визита через государственное информационное агентство ИТАР-ТАСС передало сразу же после отъезда из Москвы советника президента США по национальной безопасности Кондолизы Райс. Теперь совершенно понятно, что переговоры с российскими официальными лицами, в том числе и с Сергеем Ивановым, оказались безрезультатными - противоречий выявилось больше, чем совпадений. Отказ Сергея Иванова посетить Вашингтон свидетельствует о ярко выраженном недовольстве Москвы сложившейся ситуацией.
Во-вторых, антитеррористическая коалиция дала глубокую трещину. Москва уже давно стала избегать этого термина, касаясь сотрудничества с США в деле борьбы с международным терроризмом. Вчера, с публикацией сообщения ИТАР-ТАСС, раскол в коалиции даже перестали маскировать.
В-третьих, своим последним демаршем Москва выражает недовольство и тем обстоятельством, что военные круги США пытаются списать сложности в антииракской войне на некую помощь Саддаму со стороны российского оборонно-промышленного комплекса. Серьезных доказательств поставок современных средств радиоэлектронной борьбы и приборов ночного видения из России в Ирак американская сторона так и не представила, но зато шума по этому поводу было много. Очевидно, в Москве резонно полагают, что если американцы не стесняются компрометировать Россию, то демонстрировать лишний раз некие искренние чувства к Вашингтону не стоит. Ведь иначе может создаться впечатление, что Москва принимает обвинения и стремится оправдаться. А так - все выглядит весьма бескомпромиссно.
И, наконец, подвернулся удобный случай потрафить растущим антиамериканским настроениям российской общественности. В то время как Владимир Путин публично заявляет, что России "невыгодно поражение США", подспудно Кремль благословляет неприкрыто конфронтационный шаг своего министра.