Хорст Тельчик, руководитель ежегодной Мюнхенской международной конференции по проблемам безопасности, бывший внешнеполитический советник канцлера ФРГ Гельмута Коля, Мюнхен
Когда война завершится, сразу встанет вопрос о восстановлении Ирака, его политической и экономической стабилизации. Все должны сотрудничать в этом деле. Причем в рамках ООН. Во-вторых, если возникнет новое иракское правительство, то должны быть созданы предпосылки к тому, чтобы все государства получили возможность развивать экономические отношения с Ираком. России должен быть предоставлен шанс получить долги от Багдада, продолжить работу в соответствии с имеющимися у нее нефтяными контрактами, вести нормальную торговлю с этой страной. То же самое относится к Германии и Франции, также имевшими развитые экономическое отношения с Ираком. Убежден, что по окончании войны США будут всячески заинтересованы в том, чтобы как можно больше дружественных европейских государств, включая Россию, сразу установили отношения с новым иракским руководством и наладили с ним экономическое сотрудничество.
Эндрю Качинс, директор программы России и Евразии, Фонд Карнеги за международный мир, Вашингтон
Есть много свидетельств того, что администрация Буша намерена создать расширенную военную администрацию США в послевоенном Ираке. Однако реализация этого плана будет зависеть от нескольких факторов, и прежде всего от того, каким будет ход и финал войны. На сегодня мы можем с уверенностью заключить, что большая часть оптимистичных ожиданий (что, мол, режим Саддама быстро рухнет, а иракская армия капитулирует) оказалась полностью нереалистичной. Чем дольше длится война и чем ожесточенней будут бои, тем сложнее представить, что послевоенная военная администрация США будет успешной без поддержки ООН... Гораздо более мудро для США привлечь ООН, включая так называемую "антивоенную коалицию", к послевоенной реконструкции Ирака.
Роузмери Холлис, директор программы Ближнего и Среднего Востока, Королевский институт международных отношений, Лондон
В нынешних условиях, когда США настаивают на лидирующей роли в управлении Ираком и его послевоенной реконструкции, я предвижу появление новых споров в ООН касательно ее роли в возрождении Ирака. По всей видимости, будет достигнуто соглашение об использовании ООН в обеспечении неотложной гуманитарной помощи Ираку, однако крайне маловероятно, что ООН получит более широкую роль. Во-первых, из-за оппозиции со стороны США. Во-вторых, из-за нежелания самой ООН постфактум легализовать войну и преобладание США в Ираке после ее окончания. Соответственно, до тех пор, пока Россия и Франция не будут готовы вовлечься в иракские дела как часть так называемой "коалиции желающих", они будут играть лишь крайне незначительную, преимущественно гуманитарную, роль в послевоенном Ираке. Но ведь перспектива присоединения России и Франции к "коалиции желающих" маловероятна.
Димитри Саймс, президент, Центр Никсона, Вашингтон
Сложно размышлять о роли, которую Россия, Франция и Германия могут играть в Ираке, не зная, какой будет их политика по отношению к американо-британской военной операции и последующей реконструкции Ирака. Сейчас, однако, очевидны две вещи: 1) коалиция одержит победу над Саддамом Хусейном; 2) за эту победу придется заплатить. Гражданская инфраструктура в Ираке бесспорно пострадает. Кто бы ни оказался у руля в Ираке, ему потребуется значительная поддержка от любого, кто пожелает ее предложить, включая Россию, Францию и Германию. С другой стороны, когда Россия хочет, чтобы следующее правительство Ирака выплатило долги Саддама Москве и по-прежнему чувствовало себя связанным контрактами, подписанными саддамовским режимом с российскими нефтяными компаниями (а тем более, предоставило им преференциальные условия), надо иметь в виду следующее. Поведение России до и во время боевых действий скорее всего будет учтено (Вашингтоном. - "НГ"), и это скажется на российских позициях (в постсаддамовском Ираке. - "НГ").
Если бы Россия ранее присоединилась к коалиции и помогла обеспечить одобрение решения начать войну через СБ ООН, она оказалась бы в сильной позиции, чтобы потом моделировать соответствующие резолюции ООН, дабы отстаивать свои экономические интересы. Россия тогда была бы вправе рассчитывать и на расположение новой иракской власти. Но я не уверен, что при нынешних обстоятельствах будущие иракские лидеры будут особенно склонны оказывать услуги России. Сомневаюсь, что и администрация Буша будет чувствовать себя обязанной давить на них от имени Москвы. Я также совсем не убежден, что российские нефтяные компании наилучшим образом подходят для восстановления иракской нефтяной инфраструктуры.
Нелегко отказаться сесть на поезд, а потом ждать, что как-нибудь доберешься на том самом поезде в срок до нужной станции. Но если экономическая роль в Ираке действительно приоритет для России, у Москвы, возможно, еще есть время подкорректировать свою политику должным образом.
Брюно Тертрэ, директор по научной работе, Фонд стратегических исследований (FRS), Париж
Стабилизированному и перестроенному Ираку будет выгодно поддерживать добрые отношения со всеми ведущими государствами, включая Францию, Россию и Германию. Кроме того, у этих трех стран есть исторические связи с Ираком, и, на мой взгляд, по меньшей мере часть этих связей будет возобновлена. Новая власть в Багдаде, конечно, не захочет "ссориться" с двумя влиятельными странами Евросоюза, который является мировой экономической державой. Правда, есть проблема: контракты по реконструкции Ирака, с одной стороны, и нефтяные контракты - с другой. Очевидно, французским, российским и немецким компаниям в Ираке вряд ли будет отдаваться предпочтение, и это естественно... Но, во-первых, иракское государство бесспорно посчитает своим долгом выполнить по меньшей мере часть уже подписанных контрактов; во-вторых же, чисто коммерческий и финансовый интерес будет также приниматься в расчет новым Ираком. Безусловно, некая форма "благодарности" США и Великобритании будет иметь место, но лишь на ограниченный период времени.