"Братья, веками богословы не могли достичь того консенсуса, к которому они пришли сегодня. Эта агрессия направлена против бастиона веры - это агрессия против религии, ценностей, чести и жизни, агрессия против святынь ислама". Так говорится во вчерашнем призыве высшего иракского руководства к нации развернуть джихад (священную войну). Призыв содержится в коротком обращении, которое от имени Саддама Хусейна зачитал по багдадскому телевидению министр информации Ирака.
Решение Багдада поддержать фетвы мусульманских улемов о джихаде стало поистине Рубиконом, который светский режим Багдада решил все же перейти в самый ответственный момент войны. Объявив, что участие в джихаде является долгом каждого иракца, Саддам пообещал всем, "кто погибнет на полях сражений, вознаграждение небес". Произошло то, о чем давно предостерегали эксперты: Ирак фактически "реабилитировал" политический ислам и взял его в союзники в нынешней войне.
В пропагандистском и внешнеполитическом планах момент был также выбран не случайно: по мере приближения к Багдаду и интенсификации его бомбардировок резко растет число жертв среди мирного населения. Только в ночь с понедельника на вторник, по данным иракской стороны, погибли свыше 70 человек и около 400 получили ранения. А виновные в расстреле автобуса с женщинами и детьми на одном из КПП коалиции, как и в других аналогичных "ошибках", до сих пор не наказаны...
Арабоязычное ТВ продолжает демонстрировать без купюр кадры из Ирака: изувеченные тела женщин и детей, осаду городов с исламскими святынями. Все это, включая новые угрозы Вашингтона в адрес Сирии и Ирана, провоцирует обострение антиамериканских настроений на Ближнем Востоке, что, в свою очередь, приводит к росту числа участников джихада. Отметим, что "добро" на священную войну уже дано религиозными деятелями Сирии и самого Ирака. Вчера курдские исламские богословы, базирующиеся в Ливане, также приняли фетву, обязывающую курдов воздержаться от сотрудничества с силами коалиции и, напротив, "помогать арабам".
По утверждению Министерства информации Ирака, в страну уже прибыли из-за границы свыше 6 тыс. добровольцев, половина из которых готовы "принять смерть за Аллаха". А сомневаться в том, что многие из них действительно могут пойти на это, не приходится: начало террору под Наджафом уже положено, а среди потенциальных смертников, прибывших в Ирак, фигурируют члены знаменитой экстремистской группы "Исламский джихад".
Обращение иракского диктатора пресс-секретарь Белого дома Ари Флейшер назвал лишь "риторикой", свидетельствующей, что "режим теряет власть". Тем не менее, как считают эксперты, угроза превращения иракской войны в панарабскую и в панисламскую в принципе существует. Как остается реальной и угроза, содержавшаяся в предыдущем заявлении Саддама, "распространить войну на весь мир".
Замдиректора Института востоковедения РАН профессор Анатолий Егорин в интервью "НГ" подчеркнул, что "второе обращение Саддама к народу нельзя рассматривать в отрыве от первого, когда он почти переписал воззвание Сталина 1941 года с его знаменитым "братья и сестры". Президент тогда призвал иракцев к единству и созданию партизанских отрядов. Пока американцы ограничивались бомбардировками, иракцы реагировали достаточно спокойно. Но широкомасштабная сухопутная операция, сопровождающаяся зачистками населенных пунктов, вызвала колоссальную ненависть иракского народа (примечательно, что англичане, имеющие большой опыт колониальных войн, ведут себя иначе). Для идеологического обоснования партизанской войны потребовался призыв к джихаду, к так называемой священной войне, в котором 17 раз упоминается слово "Бог" и 3 раза - "джихад". В исламском мире существует четыре варианта джихада, в том числе борьба с захватчиками... Последнее обращение Саддама, я думаю, имеет чисто практическое значение, вряд ли стоит трактовать его как изменение идеологии режима".