Война идет полным ходом две недели, но сообщений о воздушных боях между американскими и иракскими самолетами все нет. Складывается впечатление, что ни один летчик Саддама Хусейна до сих пор в воздух не поднялся, а ведь в составе ВВС Ирака на 20 марта 2003 года насчитывалось более 200 боевых самолетов. В чем же дело?
Напомним события "Бури в пустыне". В первый день войны в Заливе в воздух поднялось около 100 боевых самолетов, но их действия иракским командованием были организованы очень слабо. В дальнейшем отмечались только одиночные вылеты на воздушную разведку и перехват воздушных целей. Это объясняется просто. Воздушное пространство Ирака и Кувейта контролировалось самолетами дальнего радиолокационного обнаружения типа "Авакс". Любые действия иракской авиации тут же пресекались авиацией союзников. Иными словами, взлететь - означало погибнуть.
В целом действия авиации Ирака в "Буре в пустыне" оказались неэффективны. Как правило, иракские летчики уклонялись от воздушных боев, уходили на малые высоты или старались сразу же приземлиться. Под предлогом вынужденной посадки более 120 самолетов Ирака перелетели в Иран.
Кроме того, большинство ударных самолетов Ирака не "доставали" до потенциальных объектов удара - тактический радиус их составлял в среднем 350-400 км, а американские базы и авианосцы находились на удалении 600-1000 км.
Таковы "воздушные" итоги "Бури в пустыне". И если в 2003 году ситуация на суше во многом отличается от боевых действий 1991 года, то в воздухе полностью повторились события двенадцатилетней давности. В боях за иракские города сухопутные части Саддама Хусейна проявляют образцы самопожертвования, сформированы целые батальоны бойцов, готовых отдать жизнь за родину, но в небе над Багдадом так и не появились иракские Талалихин и Гастелло.
Единственным объяснением бездействия иракских военно-воздушных сил может быть стремление уберечь их для решающих исход войны боев. Есть сведения, что иракское командование, полагая, что основные боевые действия развернутся в ходе обороны Багдада, планирует использовать самолеты боевой авиации ВВС только при подходе противника к пригородам иракской столицы. И в самом деле - создать военно-воздушные силы в несколько сот боевых самолетов и так и не применить их в боях за суверенитет своего государства - удовольствие слишком дорогое и не вполне понятное.