В течение четырнадцати месяцев, прошедших после выступления президента Джорджа Буша с посланием к нации в январе 2002 года, администрация США фактически выработала новую доктрину безопасности. Эта доктрина, безусловно, имеет непосредственное отношение к Ираку, однако в то же время она гораздо шире как по географии и тематике, так и по последствиям реализации. Так называемая доктрина Буша утверждает, что в эпоху терроризма и распространения оружия массового уничтожения (ОМУ) США должны быть готовы поразить враждебные государства или группы прежде, чем те смогут нанести удар по территории Америки или ее интересам или угрожать применением ОМУ. В Стратегии национальной безопасности, опубликованной в сентября 2002 года, администрация Буша ясно заявила, что "мы не можем позволить нашим врагам ударить первыми┘ Для того чтобы предвосхитить или предотвратить подобный враждебный акт со стороны одного из наших противников, Соединенные Штаты будут, если это необходимо, действовать превентивно". Одним словом, администрация Буша взяла на вооружение общую стратегию превентивной войны, основывающуюся на насильственном принуждении и возможном применении силы первыми для нейтрализации угроз безопасности США.
Где эта доктрина может быть применена после того, как иракский кризис перестанет доминировать на мировой сцене? Администрация Буша указала на три контекста, в которых военное давление и превентивное применение силы вполне могут иметь место. Во-первых, это государства - спонсоры терроризма. В недавней истории уже был один четкий пример того, как этот принцип работает: силовое устранение режима талибов в Афганистане. Причем смысл заключался не только в свержении правительства, принимавшего и размещавшего у себя сеть "Аль-Каида" - террористическую организацию, готовившую атаки 11 сентября 2001 года. Смысл состоял в том, чтобы преподать урок другим государствам - спонсорам терроризма, что Вашингтон будет "спрашивать" именно с государств, несущих часть ответственности за действия террористов. Такие страны, как Сирия, Иран или Судан, подозреваемые в связях с международными террористами, могут оказаться в большой беде.
Во-вторых, администрация Буша не единожды заявляла, что не потерпит приобретения ОМУ, в особенности ядерного оружия, враждебными ей государствами. Это один из движущих факторов, стоявших за ее упорством начать войну против Ирака. За Ираком следует Северная Корея, которая, по всей видимости, решила бросить администрации Буша вызов и нарушить кодекс приемлемого для Вашингтона поведения в ядерной сфере. Когда иракский кризис разрешится, Северная Корея может обнаружить, что играет в крайне опасную игру. За Северной Кореей же следует Иран, ядерная программа которого порождает огромное беспокойство в Вашингтоне.
Наконец, глобальная война против терроризма является высшим приоритетом президента Буша. Разворачивается великая глобальная облава с целью вычислить и призвать к ответу причастных к атакам 11 сентября и разрушить и уничтожить террористическую сеть "Аль-Каида". Не может быть сомнения, что США будут применять военную силу (обычно в весьма ограниченном виде) там, где этого потребует борьба против терроризма. В течение последних месяцев можно было наблюдать за применением вооруженных сил США в антитеррористических операциях на Филиппинах, за ударами американских военных по террористам в Йемене, за стычками с участием вооруженных сил США на границе между Пакистаном и Афганистаном и так далее. Американская военная мощь будет применяться в глобальной войне с терроризмом там и тогда, где и когда это будет выгодно.
Энтузиазм администрации Буша в отношении превентивной войны будет существенно зависеть от того, как будет развиваться операция в Ираке. Если она будет успешной и относительно дешевой (как в случае с афганской операцией), то другим государствам, находящимся в списке потенциальных целей Вашингтона, следует сильно побеспокоиться.
Гарвард