У президентов России и США есть предмет торга по Ираку.
Фото Reuters
Несмотря на то что война в Ираке уже в полном разгаре, американцы думают над тем, как сделать эту операцию законной (пусть и задним числом) или хотя бы придать ей вид законности. Во всяком случае, в этом уверены в Москве.
Так, в интервью "НГ" глава МИД РФ Игорь Иванов заявил: "Россия будет очень внимательно работать над всеми последующими резолюциями Совета Безопасности ООН, связанными с Ираком, и будет выступать против прямой или косвенной легитимизации как военной операции, так и последующих шагов, которые бы закрепили послевоенное устройство Ирака по-американски".
Игорь Иванов разъяснил в минувший уикенд нюансы российской позиции в иракском вопросе. Он категорически не согласился с мнением о том, что теперь, мол, уже поздно предпринимать попытки остановить войну и вновь выйти на политико-дипломатический путь решения проблемы разоружения Ирака.
Во-первых, считает министр, вряд ли можно утверждать, что американцы добьются победы уже в ближайшие дни. Когда в 1999 году начались бомбардировки Югославии, а Москва пыталась остановить их, натовцы (а конкретно, Хавьер Солана и генерал Кларк) лично заявляли Иванову, что операция продлится максимум неделю. Но на деле война длилась 78 дней. "И могла бы длиться еще дольше, - вспоминал Иванов, - если бы не вступили в действие различные политические комбинации. При этом к моменту достижения договоренностей военный потенциал Югославии уменьшился за счет воздушных ударов лишь на 30-40%".
"Конечно, - продолжал министр, - военный успех будет на стороне США и Великобритании - тут другого варианта просто быть не может. Но как именно будет развиваться ситуация на поле боя и вокруг Ирака, мы окончательно еще не знаем. И мы не знаем, на каком этапе тому же Вашингтону потребуется задействовать политический ресурс, если ущерб вдруг превысит те расчеты, которые заложила администрация Буша".
Министр выразил убеждение, что политический фактор может быть востребован уже в ближайшем будущем. Ведь все понимают, что если начнутся большие жертвы среди мирного населения, если пойдут потоки беженцев, то антивоенная волна в мире, в том числе в самих США, будет все более расти, что вкупе с прочими обстоятельствами значительно осложнит ситуацию для Белого дома.
В доказательство того, что Вашингтон готовится к такому варианту, Иванов сообщил о пятничном звонке госсекретаря США Колина Пауэлла, который предложил Москве "вместе начать думать, как потом, после войны, сотрудничать в деле обустройства Ирака". По мнению Иванова, это был, конечно, не просто "звонок вежливости". Это лишний раз доказывает, что, как только у американцев появится возможность, они тут же пойдут вновь в СБ ООН, чтобы узаконить свое присутствие в Ираке. Эти разъяснения российский министр дал в ходе выступления на ежегодной ассамблее Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) в Подмосковье.
Возвращаясь к вопросу, который интересовал корреспондента "НГ", глава МИД РФ разъяснил, что российское сопротивление американским планам по узакониванию военной операции будет проходить в форме сложной дипломатической работы. С российской стороны она будет нацелена на закрепление в последующих резолюциях СБ ООН наших экономических интересов в Ираке. Речь идет о выполнении новым режимом контрактов, заключенных при Саддаме Хусейне, а также о выплате 8-миллиардного долга Ирака перед Россией. Иванов уверен, что российской стороне предстоит тяжелая борьба за то, чтобы ее интересы были четко зафиксированы в новых резолюциях СБ, касающихся послевоенного Ирака.
Итак, наиболее уязвимой сегодня является политика США по узакониванию собственных действий в Ираке. И Россия попытается воспользоваться этой уязвимостью. Возможно, Москва согласится на легитимизацию в обмен на подтверждение ее контрактов или же на превращение части Ирака в российский протекторат. В любом случае политический торг вокруг Ирака и в СБ ООН, и по линии Москва-Вашингтон будет продолжен.
США представили членам Совбеза - пока на рабочем уровне - варианты гуманитарной резолюции по Ираку. И российская сторона ведет консультации с США по данному вопросу, что, по мнению Иванова, является еще одним свидетельством того, что без СБ ООН американцы обойтись сейчас никак не могут.