Через почти четыре с половиной месяца после принятия резолюции # 1441 Совета Безопасности ООН и через 12 лет после окончания войны в Персидском заливе мы оказались перед лицом того, что президент Буш назвал моментом истины и принятия решений. Иракский режим не воспользовался последней возможностью, предоставленной ему резолюцией # 1441, чтобы полностью и немедленно разоружиться. Как президент Буш заявил в воскресенье, "резолюция принята единогласно, и ее логика ясна: иракский режим разоружится сам или же иракский режим будет разоружен силой. И этот режим не разоружился".
Мы перешли к войне после многомесячных усилий по достижению консенсуса с международным сообществом в отношении общего курса действий для устранения угрозы, представляемой иракским оружием массового уничтожения. Мы добились этого консенсуса в ноябре, когда 15 членов СБ ООН единогласно приняли резолюцию # 1441, призывающую Ирак к полному и немедленному разоружению и предупреждающую о серьезных последствиях, если иракский режим откажется ее выполнить. В ответ иракский режим предложил частичные уступки: отчет на 12 тысячах страниц, состоящий в большой мере из материалов, представленных ООН много лет назад, уничтожение некоторых ракет "Аль-Самуд" и разрешение на полеты самолетов-разведчиков У-2. Эти жесты были призваны отвлечь внимание от 25 тысяч литров возбудителя сибирской язвы, 38 тысяч литров токсина ботулизма, 500 тонн зарина, горчичного газа и нервного газа "ви-экс", по которым не отчитались ни в одном отчете и существование которых в арсенале Ирака подтверждено прежними инспекционными группами.
Чтобы положить конец 12 годам демонстративного неповиновения Ирака резолюциям ООН, США, Великобритания и Испания старались в последние недели заручиться как можно более широкой поддержкой резолюции, усиливающей резолюцию # 1441 и выдвигающую Ираку ультиматум о разоружении. Когда Франция заявила, что она наложит вето на любую резолюцию с ультиматумом, мы заключили, что бессмысленно продолжать добиваться поддержки новой резолюции. Вместо консенсуса в рядах Объединенных Наций мы находимся на грани конфликта, при том что коалиция поддерживается примерно 35 странами, готовыми предпринять необходимые шаги для разоружения Ирака.
В своем выступлении на Генассамблее ООН в сентябре прошлого года президент Буш призвал всех задуматься о миссии СБ ООН: "Мы создали Совет Безопасности ООН, чтобы, в отличие от Лиги Наций, наши обсуждения были чем-то большим, чем просто разговоры... Пройдя через поколения лживых диктаторов, нарушенных договоров и загубленных жизней, мы пришли к разделяемым всеми нормам человеческого достоинства и к защищаемой всеми системе безопасности".
Прокладывая курс к разоружению Ирака, мы сотрудничали с нашими партнерами по ООН и в полном юридическом соответствии с Уставом ООН, который возлагает на Совет Безопасности основную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет, действуя в соответствии с VII главой Устава ООН, заявил, что страны-члены, включая США, имеют право применять силу в Ираке, чтобы поддержать или восстановить международный мир и безопасность. Совет разрешил использование силы в резолюции # 678 в отношении Ирака в 1990 году. Эта резолюция остается в силе и поныне. Разоружение Ирака было условием прекращения военных действий в 1991 году - условием, которое не было выполнено. Это является правовым основанием, на которое США постоянно опирались, с полного ведома СБ ООН применяя силу в 1993, 1996 и 1998 годах. В резолюции # 1441 Совет единодушно вновь заявил, что Ирак был и остается нарушителем взятых им на себя обязательств в рамках соответствующих резолюций и что его будут ждать серьезные последствия, если он немедленно не разоружится.
За последние 12 лет СБ ООН принял 17 резолюций, направленных на то, чтобы Ирак не представлял опасности для международного мира и безопасности. Однако, несмотря на эти резолюции, а также на то, что согласно Главе VII Хартии ООН их выполнение обязательно для всех стран - членов ООН, мнения членов Совета относительно применения военной силы в Ираке разделились. Госсекретарь Пауэлл заявил, что Ирак оказался "проверкой, которую Совет Безопасности не выдержал". Премьер-министр Блэр сказал, что если бы международное сообщество проявило решительность и сплоченность по поводу резолюции # 1441, Саддама можно было бы разоружить без единого выстрела.
Хотя Россия и не разделяет нашу точку зрения в отношении Ирака, наши двусторонние отношения не изменятся, поскольку Россию и США объединяет много общего: совместная борьба против терроризма и распространения оружия массового уничтожения; наше желание расширять инвестиции в России и торговлю энергоресурсами. Как подчеркнул во вторник госсекретарь Пауэлл, у нас и раньше были разногласия с Россией, однако мы смогли найти точки соприкосновения и пойти дальше. В июле 2001 года, когда я приехал сюда в качестве посла, как раз обсуждался вопрос о будущем Договора ПРО и противоракетной обороне. В мае 2002 года президенты наших стран подписали Московский договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов, и сейчас мы обсуждаем пути сотрудничества в области противоракетной обороны. Разногласия будут возникать, но пока наше внимание сфокусировано на общих интересах, мы сможем преодолеть их и продолжать развивать наши взаимоотношения.
Как сказал госсекретарь Пауэлл, мы не должны позволить существующим разногласиям внести раскол в ряды международного сообщества. Мы должны думать о ситуации после освобождения Ирака, и ключевая роль в этом отводится ООН. Мы призываем наших друзей и союзников забыть о разногласиях и объединить усилия во имя мира, свободы и безопасности иракского народа.