0
1127
Газета В мире Интернет-версия

21.03.2003 00:00:00

Вашингтон возьмется за Северную Корею

Тэги: сша, ирак, опрос, эксперты


Димитри Саймс, президент, Центр Никсона, Вашингтон

Несмотря на то что президент Буш определил КНДР и Иран как часть "оси зла", не думаю, что он склонен вступить в конфликт с какой-либо из этих наций. Однако инциденты, подобные тому, что произошел 3 марта 2003 года, когда северокорейцы перехватили американский разведывательный самолет, создают возможность конфронтации. А ее администрация Буша не желает. Кроме того, перестройка Ирака, поддержание и восстановление отношений с ключевыми нациями после войны и продолжение борьбы с терроризмом по всему миру и так достаточно тяжелая задача, чтобы администрация президента искала новые цели в ближайшем будущем.

Фриц Эрмарт, директор по проблемам национальной безопасности, Центр Никсона, Вашингтон, главный аналитик американского разведсообщества при президентах Клинтоне и Буше-старшем

"Следующая" большая проблема уже находится на повестке дня, и это ядерный вызов, брошенный Северной Кореей. Ким Чен Ир разыгрывает именно ту козырную карту, какая у него имеется, - потенциал обладания ядерным оружием. Причем разыгрывает ее с явным намеком на то, что если ему предложить политическое признание, гарантии безопасности и экономическую помощь, то он решительно и честно от этой карты откажется.

Однако, работая в аналитической сфере всю свою жизнь, я вынужден, к сожалению, заявить, что считаю этот сценарий крайне маловероятным. Напротив, наихудший сценарий весьма вероятен, и в данный момент мы как раз находимся в процессе его реализации. А именно: Ким Чен Ир получает желаемую выгоду от ядерного шантажа, при этом сохраняет и наращивает создание ядерного оружия и в итоге получает возможность продавать некоторые ядерные материалы покупателям типа террористических организаций. Таким образом, успешно реализуя стратегию балансирования на грани войны, он получает все большие и большие дивиденды.

Подобная война очень быстро уничтожит северокорейский режим. Она не будет настолько дорогостоящей, как многие утверждают, однако все же будет стоить многого.

В теории есть возможность того, что развитие пойдет по третьему сценарию, включающему в себя сдерживание, устрашение, инспекции, предотвращение экспорта расщепляющихся материалов и в то же время - выгоду самой Северной Корее, в первую очередь ее голодающему народу. США, вне всякого сомнения, будут пытаться реализовать подобный третий сценарий и потому приложат все усилия, чтобы работать в сотрудничестве с другими задействованными сторонами, прежде всего с Россией.

Жорж Ле Гельт, директор по научной работе, Институт международных и стратегических отношений, Париж

Если в результате военного вмешательства режим Саддама удастся быстро устранить, США будут слишком заняты созданием новых институтов, чтобы ввязаться в новую авантюру, например с Ираном. Если же, напротив, бои затянутся, а в других странах будут возникать проблемы, у них тем более будет еще больше оснований, чтобы не распылять свои силы.

Таким образом, следует опасаться не военной интервенции США в другую страну, а распространения ядерного оружия. Северная Корея в очередной раз испытывает судьбу, как, похоже, и Иран. Дело не в строительстве АЭС с помощью России, а в том, что Тегеран сможет создать тяжеловодный реактор для обогащения урана.

США слишком поглощены Ираком, чтобы этим заниматься. Другие страны, включая Францию и Россию, к сожалению, похоже, полагают, что это их не касается. Однако и та и другая утверждают, что имеют особые миссии на международной арене.

Брюно Тертрэ, директор по научной работе, Центр стратегических исследований, Париж

То, что будет "ближайшая" цель, вовсе не факт. Есть веские основания полагать, что Ирак - это особый случай как с легальной, так с политической и стратегической точек зрения. Ни одна другая "слабая" в военном плане страна не рассматривается в качестве серьезной потенциальной угрозы для США. КНДР располагает значительным военным потенциалом, да и Сеул не желает слышать о применении силы: удар по северокорейскому ядерному комплексу планировался бы лишь как крайняя мера. Иран на сегодняшний день не представляет серьезной ядерной угрозы, и Ближнему Востоку потребуется стабильность после войны в Ираке. Исходя из этих причин, выбор, без сомнения, будет скорее падать на негосударственных игроков, а не на государства. В ближайшие месяцы, на мой взгляд, американцы сосредоточат свои военные силы особенно на борьбе с ячейками, организованными в Колумбии, на Филиппинах, в других местах. Это более вероятно, чем мобилизация значительных сил для вторжения в другую страну. Таким образом, урегулирование северокорейского кризиса с дипломатической точки зрения, несомненно, станет для Вашингтона делом первой необходимости.

Дана Аллин, старший научный сотрудник, Международный институт стратегических исследований, Лондон

В Вашингтоне есть весьма влиятельные круги, выступающие за военное давление на Иран и Северную Корею и даже военные действия США против этих стран. Однако я не склонен предсказывать военные действия ни в одном из этих случаев.

Что же касается военно-политического давления Америки после Ирака - это совершенно другой вопрос. Безусловно, в полный рост встанет проблема Северной Кореи, она и сейчас уже весьма насущна. Мне кажется, что в Вашингтоне все еще идут споры и окончательное решение, как быть с северокорейской проблемой, не принято. Нет согласия по тому, каков предел, до которого Вашингтон готов вести переговоры с Пхеньяном. На заднем плане угроза применения силы будет оставаться постоянно.

Другим приоритетом будет более широкая война против "Аль-Каиды". Конечно, это большей частью полицейская операция. Однако при этом не стоит забывать, например, что до сих пор идут военные действия в Афганистане. Я не вижу других конкретных "целей", где могло бы быть применено военно-политическое давление США. Некоторые утверждают, что целью США является перекройка всего региона Ближнего и Среднего Востока и смена режима и в Иране, и в Саудовской Аравии, и в других странах. Я не думаю, что развитие пойдет по этому сценарию.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
459
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
520
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
316
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
401

Другие новости