В 1999 году одним из организаторов 'приштинского броска' был Леонид Ивашов. Сегодня у него, вероятно, есть преемники в Генштабе.
Фото Reuters
Война в Ираке началась. И никто не сомневается, что кроме политических задач, связанных с уничтожением Хусейна, Вашингтон ставит задачу захвата основных нефтяных месторождений страны, в том числе и тех, на которых работали российские компании. Возможно, потом передел и будет, но не факт, что в добыче иракского черного золота Москве достанется важная роль. А что предпримет Москва в случае реализации пессимистического для нее "нефтяного сценария"?
Во-первых, не исключено, что Кремль уже вел по дипломатическим каналам переговоры с Вашингтоном о послевоенном устройстве Ирака и об учете экономических интересов России. Об этом вполне могла идти речь во время недавнего визита главы администрации президента РФ Александра Волошина в США.
Во-вторых, не исключено, что уже существует негласное соглашение с американцами относительно присутствия российских военных кораблей в зоне конфликта и о формировании российской военной администрации в оккупационных зонах.
У РФ в Ираке есть свои интересы. И США не могут их игнорировать, иначе это обернется для них большими потерями. Для Вашингтона во всех отношениях выгоднее было бы договориться о вводе в послевоенный Ирак российских или, скажем, российско-сирийских подразделений. Ведь очевидно, что к россиянам и их давним союзникам отношение местных жителей будет гораздо мягче, чем к американцам.
Не раз заявлялось, что Россия не будет участвовать в боевых действиях против Ирака. Так, Москва отказалась выделить российского офицера связи в распоряжение командования сил антииракской коалиции. Однако не звучало никаких заявлений о том, как поведет себя РФ после войны. Тем не менее источники на Черноморском флоте подтверждают информацию о том, что к походу в Индийский океан готовятся флагман ЧФ ракетный крейсер "Москва", сторожевые корабли "Сметливый" и "Пытливый", большой танко-десантный корабль "Цезарь Куников", а также суда обеспечения. По официальной версии, которую в конце февраля обнародовал министр обороны РФ Сергей Иванов, корабли ЧФ, а также два больших противолодочных корабля ТОФ "Адмирал Пантелеев" и "Маршал Шапошников" должны принять участие в самых мощных за все постсоветское время военно-морских учениях в Аравийском море. При этом, по словам главы военного ведомства, "наши корабли даже не собираются заходить в Персидский залив".
Те же источники на ЧФ заявляют о высокой готовности кораблей флота к походу в Индийский океан. По их данным, время выхода зависит от ситуации вокруг Ирака. Скорее всего поход начнется после активной фазы боевых действий США и их союзников. Привязка российских военно-морских учений к событиям вокруг Ирака, а также состав кораблей, участвующих в них, свидетельствуют о том, что Россия, возможно, попытается создать наземную группировку в Ираке. Прямых доказательств этому нет. Однако известно, что участники военно-морских учений готовятся и к отработке задач по высадке десанта. Куда и в каком составе он будет высажен - пока неясно.
Конечно, российская группировка не будет столь мощной, как американская. (По оценкам экспертов, на берег с кораблей могут высадиться рота морских пехотинцев, а также несколько сотен моряков.) Даже если эта группировка не будет вести боевых действий, таким количеством военнослужащих вполне можно удерживать один-два ключевых объекта (скажем, крупные месторождения нефти или аэродром), как это было в Косово, когда рота десантников, пройдя маршем Боснию и Югославию, раньше натовских войск овладела стратегическим военным аэродромом в Слатине.
Пока все планы Минобороны РФ держатся в строгом секрете. Но доподлинно известно, что армейцы все же обсуждают возможное участие российских военных в коалиционных миротворческих силах, которые наверняка будут сформированы в Ираке. От того, что и как Россия будет контролировать в этой стране, зависит очень многое. И поэтому военные уже прикидывают пути транспортировки войск в Ирак.
Военные эксперты не исключают, что если будет принято решение об участии РФ в "оккупации", российские войска попадут в Багдад через Сирию или Иран. В Сирии у РФ имеется небольшая военная база. Впрочем, концентрации военных сил и средств в этой стране может помешать Турция, которая не пропустит или задержит российские военные суда при проходе через Босфор, как это было летом 1999 года, когда делили Косово.