- Как бы вы прокомментировали заявления американских политиков о том, что иракское руководство само довело дело до войны?
- Иракское правительство - не из тех, кто подает в отставку по свистку из Вашингтона. Американцы очень плохо знают нашу страну, поскольку в Ираке у них нет "пятой колонны". Постоянное жонглирование сроками начала войны показывает, что в Вашингтоне не владеют ситуацией и прежде всего стремится запугать Ирак, наших друзей и мировое общественное мнение. Дискуссии в Совете Безопасности ООН, массовые антивоенные демонстрации в западных столицах свидетельствуют, что американские и британские руководители по "иракскому вопросу" оказались в изоляции.
- Что вы думаете о потенциальном участии Израиля в операциях против Ирака?
- В арабском мире и без того хватает ненависти к Израилю. Мы надеемся, что израильское правительство проявит благоразумие и не ввяжется в это дело.
- А как бы вы охарактеризовали позицию монархий Персидского (Арабского) залива?
- В военно-стратегическом плане эти страны находятся под полным контролем США. Тем не менее и они заявили робкое "нет" войне, потому что хорошо осознают: после Ирака наступит их очередь. Официально все арабские государства выступают против войны и использования их территории без соответствующего мандата СБ ООН.
- Как вы относитесь к заявлениям лидеров иракских курдов об опасности турецкого вторжения в северные районы Ирака?
- Администрация Буша создала совершенно запутанную ситуацию вокруг курдского вопроса. Судя по всему, США готовят такую кашу, в которой они сами могут свариться. Создавшейся неразберихой они хотят подорвать баланс сил в нашем регионе. Одновременно у нынешних правителей Израиля будут развязаны руки для репрессий против палестинцев. Курды же боятся турецкой оккупации, а турки - курдских волнений на своей территории.
- Вы сказали, что в Ираке нет "пятой колонны". Но ведь есть оппозиция, например Иракский национальный конгресс, возглавляемый Ахмедом Чалаби.
- Наша страна выдержала 12-летние международные санкции. Оппозиционеров американцы нашли не в Ираке, а среди эмигрантов на Западе, прежде всего в Вашингтоне и Лондоне. Среди них немало дезертиров и уголовных преступников, к которым относится и Чалаби. Я это говорю не потому, что являюсь послом Республики Ирак, а исходя из реальных фактов. Я хочу сказать, что Чалаби обокрал, например, иорданский банк "Аль-Батра". Уже в 1991 году его долги в Иордании достигли 200 миллионов долларов. Он бежал в Лондон, а иорданский суд заочно приговорил его к 20 годам тюрьмы. Что касается американцев, делающих на него ставку, то, как говорится, "скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты".
- Белый дом требует закрытия иракских представительств за рубежом, грозит санкциями разным странам. Насколько это серьезно?
- Подобные действия Вашингтона не новость, все это было уже в 1998 году. США даже предъявляли протест России за то, что в Москву был приглашен Тарик Азиз. Американский президент обращался к различным странам мира с требованием запретить въезд иракских официальных лиц. Тогда МИД РФ высказался в том духе, что Россия - суверенное государство и может приглашать, кого пожелает. Действия Вашингтона - грубое вмешательство во внутренние дела других стран. Американцы утверждают, что они хотят "освободить Ирак от страха и нищеты". Ирак же своей стойкостью стремится освободить все страны мира от американской гегемонии, от страха перед военно-экономической мощью США, а американский народ - от развязанной администрацией Буша военной истерии.
- Чем закончилась нашумевшая история с иракским контрактом "ЛУКОЙЛа"?
- Как заявил наш министр нефти, "ЛУКОЙЛ" сорвал этот контракт. У нас были претензии не к России, как дружественному нам государству, а к конкретной российской компании. Речь шла о коммерческом контракте, который одна из подписавших его сторон не выполнила. К тому же у "ЛУКОЙЛа" и помимо Ирака хватает международных скандалов.
- Ваши оппоненты говорят, что история с "ЛУКОЙЛом" - это будто бы попытка со стороны Багдада сторговаться с американцами.
- При желании мы могли бы давным-давно это сделать... Не надо забывать, что Ирак подписал большие контракты с "Зарубежнефтью", "Машиноимпортом", россияне берутся за освоение месторождения "Бен Омар", где планируется добывать 600 тысяч баррелей нефти в день, что равняется мощностям нефтедобычи в Государстве Катар. Можно также напомнить о контрактах на строительство ТЭС "Юсифия" стоимостью 2 миллиона долларов, а также еще двух электростанций к югу от Багдада. Этот список можно продолжать и продолжать. К слову, с 1996 года российские компании заключили с Ираком коммерческие сделки на общую сумму в 6 миллиардов долларов.