Недавно государственный секретарь США Колин Пауэлл поставил вопрос, который подводит ясную черту подо всем, что было сказано и написано об иракском кризисе. Он сказал: "Позвольте мне задать вам вопрос прямо, ясно и в самой простой форме, на какую я способен. Это простой вопрос: было ли принято Саддамом Хусейном стратегическое политическое решение подчиниться резолюциям, принятым Советом Безопасности ООН? Принял ли он стратегическое политическое решение избавиться от оружия массового уничтожения? Коротко - это все".
Этот самый вопрос стоит на повестке дня уже 12 лет, и единственным вразумительным ответом на него будет "нет".
Саддам Хусейн пытается уклониться от последствий невыполнения им резолюции Совета Безопасности ООН # 1441 в надежде избежать момента истины. Сейчас для Организации Объединенных Наций настало время опять собраться и дать Хусейну понять, что своей очевидной тактикой уловок он не смог обмануть ни одно из государств - членов ООН.
После принятия резолюции # 1441 мы не увидели никаких свидетельств того, что Саддамом принято стратегическое и политическое решение о разоружении. Более того, нет никаких признаков того, что иракский режим принял решение об активном, безоговорочном и немедленном сотрудничестве с инспекторами ООН.
В последнем отчете г-на Ханса Бликса подробно говорится о 29 "группах" нерешенных вопросов, связанных с разоружением Ирака и касающихся химического и биологического оружия, а также средств его доставки. Позвольте мне коснуться некоторых из этих вопросов. На основании всех имеющихся доказательств можно с большой вероятностью предположить, что по меньшей мере 10 тысяч литров спор сибирской язвы не были уничтожены. Ирак признал, что им было произведено большое количество отравляющего вещества ви-экс (до полутора миллионов тонн), однако он при этом утверждает, что данное вещество не использовалось при создании оружия. Данное утверждение не заслуживает доверия, поскольку Ирак не представил никаких доказательств того, что эти запасы ви-экс были уничтожены. Инспекторами ООН обнаружено невооруженное воздушное транспортное средство (НВТС), о существовании которого Ирак не сообщил. Его конструкция оказалась основанной на системе, которая - как впоследствии представители иракского режима признались членам Специальной комиссии ООН (ЮНСКОМ) - предназначалась для доставки химического или биологического оружия. Следующие из всего этого выводы весьма очевидны.
Процесс рассмотрения вопроса не является исполнением условий резолюции. Уступки не являются соблюдением ее положений. Уничтожение небольшого количества ракет под нажимом и в результате оказанного давления, когда этого уже нельзя было избежать, - разве такое исполнение обязательств предусматривалось резолюцией Совета Безопасности ООН # 1441? Цель этих недостаточных и слишком поздних телодвижений со стороны иракского режима заключается не только в том, чтобы обмануть международное сообщество и отсрочить принятие им надлежащих мер. Одна из главных целей Хусейна - расколоть международное сообщество, разбив нас на противоречащие друг другу группировки. Этого не должно произойти.
К сожалению, усилия по проведению инспекций не приносят результата. Почему это происходит? Потому, что никогда не предполагалось, что инспекторам придется работать в такой враждебной обстановке.
Если Саддам не оставляет нам другого выбора, кроме того, чтобы разоружить его силой, США и наши партнеры по коалиции приложат все усилия, чтобы сделать это быстро и таким образом, чтобы свести к минимуму жертвы среди гражданского населения и разрушения гражданских объектов. В этих обстоятельствах, если таковые будут нам навязаны, мы сделаем все от нас зависящее, чтобы решить гуманитарные проблемы народа Ирака.
Вскоре после решения первоочередных задач и установления режима безопасности мы намерены как можно скорее приступить к обеспечению гражданского контроля над последующими стадиями преобразования Ирака. Это будет сделано в сотрудничестве с иракцами, проживающими как в стране, так и за границей, с многочисленными партнерами по коалиции и со всеми членами международного сообщества, которые пожелают принять участие в этих усилиях. Затем станет возможным создание институтов власти, представляющих всех иракцев, весь народ этой страны.
Конечно, работы будет много. Работа по достижению примирения и восстановлению страны будет долгой и нелегкой, но США и их союзникам по силам справиться с этой задачей.
Соединенные Штаты и международное сообщество хотят помочь делу освобождения иракского народа от страха и нищеты.