- Как вы оцениваете нынешний состав кнессета?
- Выборы 2003 года в значительной степени дополнили переворот, который произошел в 1977 году, когда покойный Менахем Бегин пришел к власти после безраздельного тридцатилетнего правления партии "Авода". Завершился определенный этап исторического развития, который прошел Израиль за это время. Начиная с 1977 по 2003 год в израильской политике существовала так называемая ничья. Между левыми и правыми, между прогрессивными и консервативными силами. Прогрессивными силами я называю те, которые выступают за политическое разрешение конфликта с палестинцами. Консерваторы - те, кто выступает за идею неделимого Израиля. Этот период "ничейной ситуации" завершился убедительной победой правого лагеря, отражающего позиции консерваторов.
- Чем вы объясняете тот факт, что израильское общество так резко качнулось вправо?
- Как ни странно это звучит, но идеологически прогрессивные убеждения победили, поскольку избиратель проголосовал именно за такие идеи и цели. Другое дело, что они были вовремя подхвачены правоцентристами во главе с Шароном, который сумел завернуть наши лозунги в силовую риторику, столь милую сердцу и уху обывателя. Достаточно сказать, что сегодня 70% израильского еврейского населения понимают, что будет создано Палестинское государство, что территориальный компромисс пройдет (с некоторыми поправками) по границам 1967 года. Те же 70% выступают за демонтаж мелких и обособленных поселений и возведение защитных сооружений (границы) между нами и палестинцами.
А это и есть идеология если не левого лагеря, то лагеря, я бы сказал, прагматического, который говорит о компромиссе как о необходимости. Она победила. Она внедрена в сознание израильского избирателя, но политическое выражение общество предпочитает видеть в правом лагере.
Сейчас Израиль находится в кризисе. Это связано не только с безопасностью, но и с тяжелыми экономическими реалиями. Последние два года интифада способствовала оттоку капитала. Государственные расходы превысили все возможные показатели. Безработица достигла 11%. Дефицит бюджета достигает 9%. Это неслыханная цифра в истории нашего государства. Поэтому в ближайшие несколько месяцев правительство должно провести серьезные сокращения госбюджета. Возможно, будут уволены десятки тысяч госслужащих. Это может привести Израиль на грань катастрофы. Безработица, по нашим предположениям, может достичь 14%. Это будет способствовать росту инфляции и как следствие - снижению темпов развития.
- Где же выход?
- Нам трудно представить, что есть выход из экономического кризиса без его увязки с политическим кризисом. На мой взгляд, корень зла в продолжающейся оккупации территорий. Как следствие - террор в ответ на нее. В итоге это дестабилизирует обстановку в Израиле и на всем Ближнем Востоке. Поэтому никакие экономические решения без разрешения конфликта с палестинцами невозможны.
- Ваш блок остается в оппозиции. Намерены ли вы создать в новом кнессете общий оппозиционный лагерь?
- Я думаю, что подлинная оппозиция вероятному правительству Шарона может быть только слева. Такую оппозицию могут составить партия "Авода", блок "МЕРЕЦ-Демвыбор", может быть, "Шинуй"... Такая оппозиция может иметь 52-53 мандата. И это та оппозиция, которая в состоянии противостоять коалиции.
- Какую позицию занимает блок "МЕРЕЦ-Демвыбор" в отношении войны с Ираком?
- Я не думаю, что война напрямую коснется Израиля. Истерия нагнетается правительством для того, чтобы отвлечь внимание израильтян от насущных вопросов: прекращения конфликта с палестинцами, решения экономических и социальных проблем.
- Каким вам видится будущее Израиля?
- В будущем израильтян ожидает тяжелый кризис. Политический и экономический. 38 мандатов "Ликуда" не могут перечеркнуть наличие в Израиле 300 тысяч безработных. Если наш разум одержит победу над эмоциями, мы сможем вернуться к периоду расцвета. Разумеется, это будет стоить определенных усилий, территориальных уступок, расставания с мифом о неделимом Израиле. Но Израиль может стать великим и с небольшой территорией, если будет здоровым, благополучным, с безопасными границами и гражданскими свободами.
Тель-Авив