Какими только эпитетами не награждают американские и британские чиновники и журналисты противников антииракской военной акции! Но если Россию и Китай критикуют лишь в общем контексте, то на Францию и Германию попросту льют ушаты грязи. Причем особое внимание заслужил президент Франции Жак Ширак.
Американцы пытаются усовестить хозяина Елисейского дворца, напоминая ему, как в трудные для Европы времена солдаты из США жертвовали своими жизнями ради блага французов. На страницах газет появляются красноречивые фото с маленькими белыми крестиками в Нормандии. Британские же таблоиды предпочитают публиковать на своих полосах издевательские шаржи. Например, на прошлой неделе в Париже бесплатно распространяли газету "Сан". На первой странице - огромный червяк с головой Ширака, возвышающийся в центре потрескавшейся Франции... Среди других ярлыков, наклеенных на Ширака иными изданиями, - "пигмей, переодетый в Жанну д"Арк", "де Голль-недоросток" и другие.
Эксперты "НГ" отвечают на вопрос о том, почему именно Шираку приходится принимать на себя основной огонь критики.
Эксперт Института международных и стратегических отношений IRIS (Париж) Арно Дюбьен: "Главная причина интенсивной критики, обрушившейся на французского лидера, - весомая позиция Франции. Ведь она рассматривается как более серьезный игрок, чем Германия. Она способна собирать вокруг себя союзников, чего пока не сумела продемонстрировать ФРГ. Наконец, Франция - постоянный член Совбеза, имеющий право вето. Нельзя не признать и то, что Ширак резче других высказывается по иракскому вопросу. Президента РФ Владимира Путина от критики спасает его осторожный и взвешенный подход".
Источник в МИД Франции: "Без поддержки Парижа вряд ли можно было бы ожидать самостоятельных действий от Германии или Бельгии. Да и российский лидер, не будь Ширака, вел бы себя еще более осторожно. Позиция Франции, как и ее президента, действительно весома. Она - не только постоянный член СБ ООН, но и член ЕС и НАТО. Сам Ширак чувствует за собой поддержку 80% населения страны и всех оппозиционных партий. В Германии положение Шредера явно не такое прочное. Кроме того, на прошлой неделе во время франко-африканского саммита в Париже позицию Елисейского дворца также поддержали все участники мероприятия. Среди них члены СБ ООН - Ангола, Камерун, Гвинея. А низкие оскорбления, которые посыпались на французского президента в некоторых британских и американских СМИ, говорят скорее о тех, кто их наносит, а не о тех, кого они якобы характеризуют".
Президент СВОП Сергей Караганов: "Причиной происходящего могла стать не только наиболее жесткая позиция Парижа в отношении возможной военной акции против Ирака, но и не сложившиеся личные отношения Жака Ширака с Джорджем Бушем".
Эксперт Германского совета по внешней политике Александр Рар: "Вообще французы уже не в первый раз демонстрируют свою непокорность и несогласие с Вашингтоном, чего не скажешь о ФРГ. Позиция Шредера, очевидно, диктуется обещанием, которое он дал немецкому народу в ходе предвыборной кампании в конце прошлого года. Ему пришлось сыграть на настроении электората, чтобы победить. Раздражение американцев по отношению к Шираку вызывается и осознанием того, что Франция все равно перейдет на сторону США даже раньше, чем Германия. А это сейчас понимают все".
Эксперт Института Европы РАН Игорь Максимычев: "Первоочередная задача американской политики состоит сейчас в том, чтобы дисциплинировать НАТО, а также растолковать своей общественности, почему европейские союзники не поддержали на этот раз Америку. По этой причине Россия пока не находится под ударом. Между тем на роль "мальчика для битья" отлично подходят французы, которые еще со времен своевольного генерала де Голля у американцев на подозрении. К тому же Ширак охотно взял на себя функцию выразителя мнения большинства европейцев: "Мы отказываемся брать на себя ответственность за войну США, последствия которой не берется предсказать никто". Немцы же всегда были для американцев образцом послушного союзника, не задающего лишних вопросов. Пришлось бы слишком долго объяснять, почему на этот раз верность немцев не сработала, а это с пропагандистской точки зрения невыгодно. Гораздо проще заявить, что негодники-французы совратили послушных немцев - для широкой западной публики этого должно быть вполне достаточно. А там еще, может быть, немцы одумаются".