0
1045
Газета В мире Интернет-версия

26.02.2003 00:00:00

Япония - самая большая "мина"

Владислав Иноземцев

Об авторе: Владислав Иноземцев - научный руководитель Центра исследований постиндустриального общества, доктор экономических наук.

Тэги: япония, экономика, рецессия


Взоры экономических и политических обозревателей обращены сегодня на Ближний Восток. Ближайшие и даже среднесрочные прогнозы развития мировой экономики пытаются строить в зависимости от того, как будут складываться события, связанные с Ираком. Между тем наиболее опасная "мина", взрыв которой может инициировать мировой экономический кризис, находится, на наш взгляд, не на Ближнем, а на Дальнем Востоке. Стабильность экономик Японии и стран Юго-Восточной Азии - самая большая хозяйственная иллюзия нашего времени.

Все эти страны прошли через несколько десятилетий стремительного роста; Япония и Китай входят сегодня в число наиболее мощных хозяйственных держав. Но экономики региона развивались в условиях "искусственного благоприятствования": масштабных накоплений (составлявших, например, в Китае 40% ВВП), государственных дотаций и протекционизма (в Японии более половины товаров и услуг производится в субсидируемых государством отраслях, а пошлины на импортные товары достигают 500% их стоимости), притока иностранных инвестиций (темпы прироста которых в 1,5-3 раза превышали темпы прироста ВВП) и открытости западных рынков (именно их потребности обеспечивали от 45 до 70% прироста продукции, производимой в регионе).

"Азиатский" кризис 1997 года стал предметом широких обсуждений, которые не вскрыли его глубинных причин, объяснив его природу финансовыми спекуляциями. Скорость экономического восстановления вернула спокойствие инвесторам.

Мы полагаем, что это спокойствие безосновательно. Япония, считавшаяся наиболее успешно развивавшейся экономикой мира в конце 80-х, тоже относительно быстро оправилась от первой волны фондового кризиса в 1990-1991 гг.; темпы роста ВВП в 1994-1995 гг. вернулись к отметке 4-5% в год. Однако этот подъем сменился стагнацией, и 90-е годы оказались для страны поистине "потерянным десятилетием". Уповая на централизованное финансирование и государственную поддержку, японские компании становились все менее эффективными. В 1996-2000 гг. государство израсходовало на стимулирование потребления более 1 трлн. долл. США, однако потребительские расходы остались на прежнем уровне. Снижение процентной ставки довело ее до нулевой отметки, но и это не дало результатов. Фондовый индекс Nikkei-225 составляет сегодня лишь немногим более 1/5 его максимального значения, дефицит бюджета достиг астрономических 8% ВВП при размере положительного сальдо торгового баланса, не превышающем 2% ВВП. Государственный долг вырос до 170% ВВП, а если прибавить к нему гарантии по кредитам, то и до 240% ВВП. Если бы Япония была производственной компанией, по американским законам она считалась бы сегодня находящейся в состоянии технического банкротства.

Азиатские экономики во многом повторяют путь Японии. Быстрое развитие обеспечивается дешевыми и не всегда возвращаемыми кредитами. Сумма таких кредитов составляет на Тайване 260% ВВП, в Южной Корее - 235%, в Гонконге - 210%, в Китае и Таиланде - по 165% (в США этот показатель не превосходит 60% ВВП). Государство продолжает поддерживать неэффективные компании, особенно в Китае, где на казенных предприятиях занято около 40% рабочей силы. Фондовый рынок и рынок недвижимости остаются переоцененными. Ссуды безнадежным заемщикам достигают в Индонезии 60% всех выданных банками кредитов, в Китае - 40%, а в Японии - 25-30%.

Восстановление темпов экономического роста в странах Юго-Восточной Азии было обеспечено девальвацией их валют, что повысило конкурентоспособность национальной индустрии, и ростом спроса на западных рынках, переживавших в 1999-2000 гг. потребительский бум. Однако и сегодня во всех странах региона, кроме Китая, размер ВВП на душу населения на 15-20% отстает от докризисного уровня. 10 стран региона контролируют ныне 54,8% мировых валютных резервов, но всей их суммы не хватит даже на два года финансирования японского бюджетного дефицита. И, что самое важное, экспорт из стран Юго-Восточной Азии достигает 40% их суммарного ВВП, что втрое превосходит среднемировой показатель (если не считать экспортом товарные потоки внутри ЕС), а это означает их чрезвычайную зависимость от мировой хозяйственной конъюнктуры.

Япония является крупнейшим в мире эмитентом государственных облигаций и в то же время крупнейшим держателем долларовых активов. Валюты Китая, Тайваня и Гонконга практически не пострадали во время кризиса. Экономика Японии уже находится в состоянии рецессии, темпы роста в остальных странах региона (кроме слишком еще бедного Китая) неизбежно снизятся с ухудшением конъюнктуры мировых рынков. Выходом могла бы в таком случае оказаться новая девальвация с последующим проведением структурных реформ. Однако это крайне маловероятно; достаточно вспомнить реакцию японских правящих кругов на реформаторские усилия Х.Такенаки, попытавшегося прошлой осенью реструктуризировать государственные гарантии компаниям и банкам. Но в любом случае - начнись в Японии реальный кризис или случись там девальвация, неизбежен выход инвесторов из японских ценных бумаг, банкротство банков и вывод японских активов (исчисляющихся 3 трлн. долларов) из западных облигаций. Ослабленная мировая экономика не выдержит такого удара.

Несколько лет назад А.Сен, нобелевский лауреат по экономике за 1999 г., назвал Японию "единственной коммунистически организованной нацией, которая достигла значительных экономических результатов". Он был не вполне прав. Большинство экономик этого региона могут по праву пополнить список таких стран. А что скрывается за фасадом "коммунистически организованных наций, достигших значительных результатов", хорошо известно. Известно также, что крах коммунизма вызвал на Западе не меньше проблем, чем прежде порождала борьба с ним. Так что экономическим обозревателям не следует терять из поля зрения процессы, развивающиеся на Дальнем Востоке. Разрушительный потенциал возможных хозяйственных неудач Японии и ее соседей ничуть не меньше для мировой экономики, чем потенциал политических ошибок, связанных с назревающей войной в Ираке.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
455
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
460
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
375
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
241

Другие новости